Чтобы помнили

25 Август 2018 930
На вернисаже.
На вернисаже.

Собственно, коллеги и не забывали ни Степана Мамчича, ни Олега Грачёва - художников, прочно занявших своё место в крымском изобразительном искусстве и не оставивших его, сойдя с земного круга.

Разных по стилю, почерку живописцев объединяла неповторимая киммерийская тема. Выставка в Симферопольском художественном музее так и называется - «Младшие киммерийцы», то есть продолжатели традиций Константина Богаевского и Максимилиана Волошина, которые первыми воспели скромную, неброскую красоту Восточного Крыма. А главное - сумели показать особую его одухотворённость, «содержательность», таящую в себе философию древней земли, перебросить мостик от её нетронутого цивилизацией прошлого в современность. Они чувствовали особую энергетику и мощь божественного величия земли, получившей от Максимилиана Волошина имя Киммерия.
- Они сумели каждый собственным художественным языком не только выразить свои мысли и чувства, но отра­зить и время, и свои личности в созданных образах, - отметила на вернисаже заместитель директора музея Светлана Глазунова.- И стали для нас мерой классической «крымскости». «Киммерийская школа», о сути которой продолжают спорить, это прежде всего содержательный момент в пейзаже. Философский взгляд на историю, на природу.
Впервые Мамчич и Грачёв выставились полстолетия назад. В 1967 году их выставка стала и открытием, и шоком, которых не было, когда их две-три картины видели на коллективных вернисажах. Творчество Олега Грачёва лучше знали в Москве, где он был не гостем, а равным среди равных в среде коллег, которые сразу поняли и приняли его. Провинция, увы, не так мобильна, не так восприимчива к «неопознанному». Авторитет в столичных кругах придавал Олегу Валерьевичу уверенность и независимость.
Они были ровесниками: родились с разницей в один год: Олег - в 1923, Степан - в 1924. Старший пережил младшего на 38 лет. И сегодня интересно увидеть их работы рядом, сравнить, как менялись композиционные и колористические решения полотен, пропитанных глубинной сущностью бытия. В них и драматизм, и мощь, и порыв в какие-то иные сферы, которые сочетаются с едва улавливаемыми нежными интонациями. Холсты передают многозвучность древней земли, в них расшифрованы её посылы, соединены потоки высших и земных сфер.
Можно одинаково долго всматриваться в полотна Грачёва «Гора Демерджи» и «Пересохший поток», Мамчича - «Красный виноградник» «Сирень» «Стрижи и крыши», написанные обоими в одно время, размышляя над схожестью декоративных решений и стилизованных форм. И прийти к мысли о значении и значимости творчества этих художников для современного искусства, их влияния на формирование вкуса тех, кто будет завтра развивать основы нынешней крымской школы живописи, существование которой уже не оспаривается.
На эту выставку, открытую в возрождённом Крымском зале Симферопольского художественного музея, пришли люди разных профессий и художественных пристрастий. Среди них - профессор кафедры культурологи ТНУ Диана Сергеевна Берестовская и её аспирантка Александра Кугушева, заканчивающая кандидатскую диссертацию по творчеству Степана Мамчича, что само по себе явление уникальное.
На вопрос, почему привлёк именно Мамчич, о котором не так уж много материалов для исследователя, стало быть, придётся потрудиться во сто крат, Александра ответила коротко:
- Мы с Дианой Сергеевной решили: замечательных художников у нас много, а Мамчич - один. Хотим быть первооткрывателями.
Похвальное желание. Был на открытии и ещё один первооткрыватель - Максим Глушечкин, один из авторов проекта «Сечение». Он пришёл не с пустыми руками: принёс фильм «Формула вершин» об Олеге Грачёве и запись последнего подробного интервью с художником.
- С Антоном Трофимовым мы снимаем фильмы, берём интервью у крымских художников, - рассказал Максим. - Зерно интереса к современному крымскому искусству и его мастерам заронил в нас именно Олег Грачёв. По профессии мы с Антоном философы и культурологи, окончили наш университет, затем Российский государственный гуманитарный университет в Москве. Работаем не на заказ, а с теми художниками, которые нам интересны.
Не с пустыми руками пришёл и заслуженный деятель искусств Украины Лев Балкинд, много лет друживший с Олегом Грачёвым. Он написал и подарил музею эссе о мастере. А сестра создателя Крымского зала Рудольфа Подуфалого Галина Трофимовна передала музею коллекцию, собранную выдающимся искусствоведом, в которой есть ранние работы Олега Грачёва.
Нынешняя выставка имеет камерный формат. Но Светлана Глазунова пообещала, что творчество художников будет представлено более широко и полно.
Выставка «Младшие киммерийцы» выделяется из череды постоянно сменяющихся в разных крымских залах экспозиций своей значимостью и значительностью. Это не менее яркое и необходимое явление в культурной жизни полуострова, чем международные фестивали, концерты наших именитых коллективов и заезжих знаменитостей. Для всех, а не только для знатоков и любителей изобразительного искусства. Потому что показывает далеко не провинциальный уровень крымского изобразительного искусства.

 


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.