«Как в загонах для скота»

Украинско-российская граница и её особенности

14 Июль 2018 873
На украинской стороне отчётливо чувствуешь - тебя тут за человека не считают.
На украинской стороне отчётливо чувствуешь - тебя тут за человека не считают.

К ноябрю Украина собирается укрепить свою границу с Крымом. На два пункта пропуска «Каланчак» и «Чонгар» власти «незалежной» потратят почти 106 миллионов гривен, что примерно 251 миллион рублей по курсу. Деньги нашим соседям есть, куда вкладывать. Российская граница выглядит Лас-Вегасом на фоне убогой украинской.

У нас всё хорошо, а у вас?

Согласно официальной информации, заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк горит желанием начать работы на пунктах пропуска. Завершить их собираются до конца года.
«Граждане, которые работают в данных пунктах пропуска и пересекают их, получат достойные условия для работы и будут обеспечены необходимым сервисом и комфортом. Для нас это вопрос чести», - сказал Юрий Лавренюк.
На месте замминистра, мы бы так не горячились. Честь его всё равно пострадает. Увидеть, как живут российский Крым и порошенковская Украина можно, не выезжая далеко за пределы полуострова. Достаточно побывать на обеих границах.
Начнём с российской, как говорится, сначала всё же о хорошем. За четыре года она изменилась почти до неузнаваемости. В 2015 году, буквально через несколько недель после прекращения железнодорожного сообщения, я пересекала границу. Выглядела она так: чистое поле, несколько будок, люди в форме копошатся со всех сторон. Туалета как такового не было, зон отдыха тоже.
В 2017 году мне довелось побывать на двух границах сразу: в Джанкое и Армянске. И там, и там обстановка стала значительно лучше. Поначалу даже казалось, что я попала куда-то в другую страну, ведь воспоминания о, мягко говоря, тяжёлых условиях были ещё свежи в памяти.
Но оказалось, что территория вокруг границы огорожена, выкопаны рвы, все сотрудники пограничной службы стоят на своих постах. Пешеходная и автомобильная зоны отделены друг от друга, они никак не пересекаются. Для пешеходов установлены отдельные пункты прохода паспортного контроля, в которых работают кондиционеры. Есть туалеты, пусть и не слишком чистые, но всё же более или менее приличные. Пограничники общались со мной вежливо, правда, настойчиво пытались узнать, куда я еду, и что вообще забыла в «незалежной».
Уточню, что разметка по всем зонам российских границ заметная, добротная. Освещение работает на пять с плюсом. С одной стороны, это плохо, летом комаров и жуков столько, что даже страшно, с другой - всё хорошо видно. И ноги целы, и сумки с чемоданами можно тащить не в темноте по ухабам, а по ровным освещённым дорогам.

В Зимбабве и то лучше!

Украинская граница - это не то, что контраст с российской, это как рай и ад. За четыре года почти ничего не изменилось. В 2015 году я пересекала границу на микроавтобусе. В нём мы сидели, как скот, который везут на убой. Туалетов не было, зон отдыха тоже.
В 2017 году ситуация стала немного лучше: появились придорожные кафе, несколько туалетов, заходить в которые страшно - кошмары будут сниться. Но хоть не в чистом поле, на обзоре у толпы нужду справлять.
В последний раз несколько дней назад границу я пересекала ночью. Острых ощущений мне хватит на годы вперёд. Во-первых, после прохода российской границы тут же начинается темень. На освещении на украинской стороне, видимо, экономят. Старые кривые столбы едва держат лампочки фонарей, тускло горящих в темноте. Комаров и жуков тут не видно потому, что попросту нет света.
Автомобили едут по старой дороге, когда-то связывающей Крым и материковую Украину. А вот пешеходам веселее. Для них выделили участок примерно в полметра шириной. Это обочина старой дороги, причём идти нужно за металлическим ограждением, так называемым отбойником. Узко, грязно, темно и неудобно. Особенно тяжело было родителям с детскими колясками.
Ограждения на украинской границе - курам на смех. Если российские заборы выше человеческого роста, из прочной проволоки, окрашены, то украинские выглядят так, будто Петро Порошенко с дачи соседа проволоку украл, размотал как мог и натянул между столбами, которые спёр с другой соседской дачи.
Проверка документов - ещё одна боль. На российской границе ваш паспорт будут изучать пять пограничников.
И хотя смотрят они внимательно на фото и записи, но очередь движется быстрее, чем со стороны «незалежной». А там… всего два окошка. В ночь, когда я ехала с Украины в Крым, мне пришлось 3,5 часа стоять на улице в очереди из трёхсот человек. Ни одной лавочки, ни одного стула, ни одного кафе, чтобы хотя бы бутылку воды купить. Как сказал один из моих спутников: «В Зимбабве и то граница, небось, лучше».
Так что если украинская власть хочет перестать позориться, то пусть поторопится. Пока, глядя на их границу, понимаешь одно - как же хорошо, что был 2014 год, что мы в России.

Екатерина ШУВАЛОВА.
Фото автора.