Станет ли жизнь дешевле?

И изменятся ли ценники после пуска фур по Крымскому мосту

27 Сентябрь 2018 630
Паромная переправа как средство доставки грузов на полуостров доживает свои последние дни.
Паромная переправа как средство доставки грузов на полуостров доживает свои последние дни.

До запуска грузового движения по Крымскому мосту остались считанные дни. После того, как это произойдёт, острая необходимость в паромном сообщении отпадёт, и грузоперевозчикам больше не надо будет платить десятки тысяч рублей за переправу. Это, гипотетически, должно привести к снижению цен в Крыму. Но как скоро его ожидать, и сколь ощутимым оно будет?

О том, что упрощение схемы доставки грузов в Крым благоприятно скажется на экономике региона и отпускных ценах в розничной сети, нам твердили с тех самых пор, как в дно Керченского пролива были вбиты первые сваи моста. И чем ближе были сроки его сдачи, тем осторожнее были прогнозы.
- Мы далеки от мысли, что введение в эксплуатацию Крымского моста в один момент позволит снизить цены… Это произойдёт не за один день, тем не менее мы всё же ожидаем, что начало работы Крымского моста приведёт к снижению цен за счёт рыночных механизмов, - прогнозировал заместитель министра промышленной политики рес­публики Ян Латышев.
Схожее мнение выразил нам и известный российский экономист, публицист, директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин. По его мнению, открытие Крымского моста для грузового транспорта  качественно упростит снабжение Крыма. Снизятся риски, связанные со штормами, снизится себестоимость перевозок, - и, соответственно, это снизит себестоимость продуктов, доставляемых в Крым. Но есть одно «но».
- Если торговля в Крыму занимает монопольную позицию, она сможет не снижать цены, увеличив свою прибыль за счёт снижения себестоимости. Однако в целом денег в Крыму в любом случае станет больше, а это значит, что жизнь улучшится и упростится, - уверен экономист.
Эксперты, работающие непосредственно в сфере логистики, смотрят на ситуацию с открытием Крымского моста для грузоперевозок более широко. И видят в ней не только очевидные плюсы, но и скрытые минусы. По словам председателя Ассоциации  грузовых перевозчиков и экспедиторов республики Крым Анатолия Цуркина, в ценообразовании грузоперевозок в Крым есть большой перекос. Цены на доставку товаров с материка в Крым сильно завышены, а из Крыма на материк напротив - занижены. Перевозка груза из Краснодара в Крым может стоить условно 90 тысяч рублей, а в обратном направлении всего 20 тысяч рублей. Этот перекос с открытием грузового движения по мосту будет выравниваться.
- Крым - это логистический мешок. Мы потребляем (особенно в курортный сезон) в разы больше товаров, чем производим. Соответственно на полуострове формируется дефицит погрузок. Хозяева фур, доставивших нам товары, чтобы не гнать их обратно порожняком, демпинговали цены, были готовы возить грузы за бесценок. Так, на сегодняшний день доставка 20 тонн груза из Крыма в Краснодар стоит 20 тысяч рублей. Это рыночная стоимость. Паромная переправа по маршруту Крым - Кавказ для такой машины стоит 19650 рублей. Перевозчики не пытались заработать на крымском направлении. Задача была окупить  стоимость переправы, не платить за неё из своего кармана, - объясняет эксперт.
- С открытием грузового движения по мосту за такие деньги никто не поедет.
Дело в том, что водитель тратит на движение по маршруту Симферополь - Краснодар примерно три дня: день идёт на погрузку, день на дорогу, день на выгрузку. За эти три дня работы он берёт 20 тысяч рублей. Это очень мало. Теперь перевозчику будет проще и экономически целесообразней переехать порожняком в Краснодар, загрузиться там по хорошей цене на Москву и уехать.
В связи с этим падением конкуренции стоимость доставки грузов из Крыма на материк будет пропорционально расти. И это будет ударом для наших товаропроизводителей, привыкших к дешёвым грузоперевозкам.
Вместе с тем логистика в сторону Крыма будет дешеветь, и это, безусловно, в какой-то степени отразится на ценах. Но сиюминутного эффекта ждать не стоит. По словам Анатолия Цуркина,  договоры на поставку грузов заключаются, как правило, до конца календарного года. Поэтому, несмотря на желание грузоотправителей снизить расходы на логистику, грузоперевозчики будут отстаивать старые расценки (в которые закладывалась цена переправы через пролив).
Так что некоторое снижение цен можно будет увидеть не раньше января - марта следующего года.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.