Новости культуры

14 Март 2018 987

Посвящение Мариусу Петипа

На традиционных крымских Днях французской культуры отметят 200-летие известного французского и российского солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля и педагога.

Имя Мариуса Петипа, главного балетмейстера петербургского Большого (впоследствии Мариинского) театра было в 1869-1903 годы у всех на слуху. За полвека работы в России он поставил более 60 балетных спектаклей, среди которых - блистательные  «Щелкунчик», «Раймонда», «Золушка», «Сон в летнюю ночь», «Лебединое озеро». По признанию мастера, годы в России были «наисчастливейшей порой жизни». Его мемуары заканчиваются словами: «Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем». Эпоха Петипа закончилась, но жизнь его балетов продолжается.
Мало кто знает, что скончался Мариус Петипа в 1910 году на своей даче в Гурзуфе. Похоронен в Петербурге.
А его правнучка Тамара Сергеевна Петипа всю жизнь проработала в Севастопольском Институте биологии южных морей. На доме, в котором она прожила 25 последних лет на улице Новороссийской, установлена мемориальная доска. Доктор биологических наук, профессор Тамара Петипа много лет возглавляла не только один из отделов института, но и целую научную школу.
- Приглашаем всех на открытие знаменательных дней, - говорит председатель Крымского французского общества Жанна Амфитеатрова. - Встреча состоится 15 марта в 17 часов в Республиканской универсальной научной библиотеке имени Франко. Она пройдёт на фоне двух выставок: одна посвящена жизни и творчеству Мариуса Петипа, вторая - самой популярной книге Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». На этой философской, аллегорической повести выросло не одно поколение читателей. Познакомим с программой мероприятий нашего общества на весь год. Каждый сможет выбрать что-то наиболее интересное для себя.

Как строили на Боспоре

Об этом можно узнать на выставке «Архитектура и градостроительство боспорских городов» в рамках цикла «Музейные древности».

Главная идея экспозиции в лапидарии Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника - реконструкция архитектурного облика боспорских городов и связанных с градостроительством аспектов общественно-политической жизни городского населения.
Среди архитектурных деталей, добытых археологами на раскопках античных городищ, фрагменты ионического, дорического и коринфского ордеров: стволы и базы колонн, капителей, частей антаблемента с симами, водосливами, антефиксами.
- Эти конкретные данные в сопоставлении с дошедшими до нас письменными источниками древности - сообщениями античных авторов и эпиграфических надписей - позволяют говорить о том, что самые величественные и грандиозные здания и сооружения на Боспоре были воздвигнуты в его столице - Пантикапее, а его акрополь был самым значительным архитектурным комплексом на Боспоре, - отмечает генеральный директор заповедника Татьяна Умрихина. - Нарративные источники, находки скульптур богов и посвятительных надписей позволяют атрибутировать строительные остатки с существовавшими здесь храмами и святилищами. Находки предметов культового назначения (алтари, лутерии)  несут информацию об обрядовой стороне жизни боспорян и локализации древних храмов и святилищ.
Представленные на выставке экспонаты зримо свидетельствуют о наивысших достижениях боспорских греков в области архитектуры. Посетители любуются архитектурными деталями из Пантикапея, знакомятся с архитектурой «малых» боспорских городов через археологические находки из Мирмекия, Китея, Нимфея. И убеждаются в высоком уровне градостроительного искусства, получившего развитие в городах европейского Боспора.

Людмила МИЛИНА.