Крымские каникулы Константина Мирошника

31 Июль 2017 1268
Алексей Ермолин берёт интервью у Константина Мирошника. Коктебель, 2015 г.
Алексей Ермолин берёт интервью у Константина Мирошника. Коктебель, 2015 г.

История этого интервью, возможно, самая необычная и трагическая из всех, о которых вы слышали. И несмотря на то, что разговор в нём идёт со светлым и жизнерадостным человеком, выдающимся русским художником Константином Мирошником, мы начнём публикацию на минорной ноте.

Этот материал должен был быть опубликован в «Крымской правде» ещё два года назад. В июле 2015 года в Коктебеле с известным московским художником беседовал обозреватель «Крымской правды» Алексей Ермолин. Интервью было окончено. Но тема об искусстве - вечная тема, её можно ненадолго отложить. Алексей погрузился в работу событийную, оставив обработку текста о живописце «на потом». К сожалению, «потом» не произошло: в августе 2015 года Алексей Ермолин был убит на пороге своего дома. Убийца до сих пор не осуждён: адвокат добивается для негодяя минимального наказания.
Спустя два года мне удалось встретиться с Константином Мирошником. В память о безвременно ушедшем товарище и коллеге Алексее Ермолине я завершу это интервью.
- Первый вопрос об Алексее, о вашей коктебельской встрече. Запомнил ли столичный гость разговор с крымским журналистом?
 - Я очень хорошо запомнил Алексея. Его вопросы были настоящими, не напускными. Мне и раньше приходилось давать интервью, но не все журналисты к нему  готовы, не все, как говорится, «в теме». Вопросы же Ермолина поражали искренностью, они не казались какими-то деланными, формальными, скучными. Удивительно, что он, журналист с экономическим образованием, так разбирался в искусстве. Мы сразу с ним поняли друг друга. Он смотрел мне прямо в глаза. Я запомнил немигающий взгляд, добрый тихий голос, чудесную улыбку Лёши. Его гибель нас потрясла. Мы с друзьями в Москве следим по письмам, соцсетям, публикациям за ходом судебного разбирательства. Даже слышали, что вину убийцы хотят приуменьшить. Но мы надеемся, что справедливость восторжествует.
- Константин, поговорим о вашем творчестве. В конце девяностых вы вместе с супругой написали огромное полотно «Крымские каникулы», на котором были изображены наиболее яркие деятели отечественной истории и культуры России, в разные времена посетившие полуостров, или жившие на нём. Не появилось ли у вас в последние годы желание кого-то добавить на это полотно?
- Картина действительно получилась большой - 12х3 метра. Кстати, название ей дал наш известный крымский поэт Валерий Митрохин. Картина готова. Она ждёт своего часа, чтобы предстать перед зрителями, а пока хранится в рулоне. А на Ваш вопрос я отвечаю утвердительно. Действительно, прошли годы, и на политической сцене Крыма появились новые персонажи. Они обязательно появятся на нашей картине. Прежде всего, это герои Крымской весны: Наталья Поклонская, Сергей Аксёнов, Владимир Константинов, Алексей Чалый. Да, я знаю, что сегодня их критикуют, и, вероятно, есть за что, но они уже вписали свои имена в историю. Например, к Чалому, хотя я с ним не знаком, испытываю глубочайшее уважение. Его можно уважать хотя бы за то, что по его инициативе и при финансовой поддержке на территории 35-й береговой батареи был создан уникальный музейный историко-мемориальный комплекс.
Что же касается Поклонской, то для меня это символ Крымской весны. Я восхищаюсь её храбростью, мужеством, смелостью выступать против врагов, и отвагой в битве за русские традиционные ценности.
- Когда-то вы говорили, что вести собственные картины в украинский Крым из Москвы было проблематично, ведь чтобы вывезти их назад, пришлось бы платить за собственные полотна огромный налог. Поэтому раньше вашей выставки в Крыму не было, и первая состоялась уже после возвращения Крыма в Россию, ровно год назад, в Феодосийской галерее Ивана Айвазовского. Ждать ли крымчанам новой выставки?
- Обязательно! В наших планах очередная выставка, с абсолютно новыми работами. Причём меньшую часть работ мы привозим из Москвы, а остальные пишем здесь, в Феодосии, куда мы теперь приезжаем ежегодно на настоящие «крымские каникулы».
- Наверное, нет смысла задавать вопрос, почему вы выбрали именно Феодосию, для того, чтобы купить в Крыму квартиру-мастерскую?
- Конечно, это очевидно. Жить в городе, где творил великий маринист, - большое счастье. Для нас один из старейших музеев России, картинная галерея имени Ивана Константиновича Айвазовского, - стал вторым домом. Мы очень часто ходим туда, чтобы учиться у непревзойдённого мастера.
А вообще в Феодосии очень хорошо пишется, там работа идёт за отдых! Со своими детьми Полиной и Сашей я обошёл все старые улочки Феодосии. Их ни с чем нельзя сравнить, они настоящий источник творческого вдохновения!
- Во время ваших прогулок жена, наверное, дома на кухне?
- Дома. Но не на кухне, а у мольберта. А когда жена гуляет с детьми, я берусь за кисти.
У нас непрерывный процесс работы над одной картиной!
- И не бывает творческих разногласий, ведь у каждого своё видение?
- У нас не бывает. В искусстве мы единомышленники: мы любим одну и ту же школу, у нас один учитель - Илья Глазунов.
- Нет ли у вас желания подарить некоторые свои работы крымским музеям?
- С радостью готовы это сделать. Прежде всего, мы бы передали картину, или даже несколько, в Симферопольский художественный музей. Конечно же, - в Феодосийскую галерею Ивана Айвазовского, возможно, и в Керченскую картинную галерею. Но у нас есть одно условие: подаренные нами работы должны находиться в постоянной экспозиции, а не в запасниках.
- Пару слов о патриотизме. Большинство ваших произведений - это портреты и пейзажи. Вы избегаете «патриотических тем»?
- А разве портреты выдающихся русских людей и просто современников, а также пейзажи родной русской земли не патриотичны сами по себе? Нас как-то упрекнули, что мы не создаём картин на религиозные темы. Но ведь мы пишем то, что окружает нас. А вокруг мир Божий - облако, гора, путник на дороге… Мы пишем то, что нас особенно волнует в определённые моменты жизни.
Недавно мы завершили работу над портретом Александра Грина. Многие привыкли представлять писателя по фотографиям: унылым и хмурым. Мы же показали его совсем другим. Похожая история произошла и во время работы над портретом Константина Циолковского. Мы давно подбирались к этому образу, но на всех фото он неприятный старый дед. И тут мы нашли редчайшие киноматериалы. Всего четыре секунды хроники, заснятые под конец жизни основоположника космонавтики: на них он прекрасный, обаятельный дедушка. Таким мы и запечатлели его.
Сейчас мы работаем над портретом Александра Суворова и пишем картину на тему Донбасса. Она будет называться - «Мальчик, ищущий свою маму». Наш учитель Илья Глазунов советовал художникам не сильно «рыться в истории», выискивая ярких исторических персонажей для своих полотен. По мнению Ильи Сергеевича, история - это то, что вокруг нас. И наши бабушки-дедушки - исторические личности. Всё дело во времени. А время никуда не исчезает, оно превращается в историю.
Печальный повод вспомнить Илью Глазунова. Когда работа над этим интервью завершалась, мы узнали о смерти Ильи Глазунова.
- Мы знаем, что Илья Глазунов был для вас с Наталией больше, чем учителем. Каким вы запомнили великого художника и педагога? 
- До последних дней Илья Сергеевич не утратил ясности ума. И чувства юмора. А он у Глазунова был своеобразным. Представьте белого офицера, которого ведут на расстрел. Ему бы о пощаде просить, а он всё шутит. Таков был Глазунов.
Илья Сергеевич приветствовал возвращение Крыма в Россию. Он говорил, что Россия - была и остаётся империей. А у империи свои задачи и законы развития, и она их всегда успешно решала. Возвращение Крыма, в этой связи, закономерный процесс. Империя сама себя собирает. На эмоциональном уровне возвращение Крыма было чудом, многие из нас никогда не испытают такого восторга!
Глазунов любил повторять, что русский тот, кто любит Россию. Я бы добавил, русский тот, кто любит Крым: крымские армяне, татары, евреи - все Русские.
За рубежом это чувствуется особо.

Досье

Мирошник Константин Вячеславович (родился 14 июня 1971 г. в Симферополе) - советский и российский художник-живописец, поэт, музыкант, педагог. Член Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО. В 1997-м
окончил с отличием Российскую академию живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, затем учился в аспирантуре по классу портрета, защитил диссертацию.
В середине девяностых был задействован в росписи Храма Христа Спасителя.
Работы Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник принимали участие в многочисленных выставках, в том числе в Манеже (Москва) персональная (2007 г.), в Дубае (2001 г.), Харбине (2006 г.), Лондоне (2006, 2010 гг.), Нью-Йорке (2012 г.), Вене (2015 г.).
Константин Мирошник - гитарист, вокалист и автор большинства песен группы «Утро Моне». Член Союза ревнителей Памяти Императора Николая II.

 

Алексей ВАСИЛЬЕВ.
Фото автора