Крым - не Турция и не Кипр...

17 Май 2017 1759
Григорий Трофимчук.
Григорий Трофимчук.

Говорят, что наш полуостров после воссоединения с Россией переживает естественные трудности роста. Отчасти это так, но ещё больше проблем жители и гости Крыма испытывают от вредительской деятельности чиновников, большинство из которых печётся о собственном, а не общественном благополучии. Что же необходимо сделать, чтобы решить самые острые проблемы, нашей газете рассказал российский эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григорий ТРОФИМЧУК.

- Какие управленческие решения нам сейчас необходимы для того, чтобы обеспечить реальный прогресс Крыма, на ваш взгляд?
- Крыму не управленческие решения нужны, это слишком узкий взгляд на вещи. Полуостров нуждается в креативных комплексных подходах высшего уровня, так как только такие меры способны изменить ситуацию вокруг него. И то не на сто процентов. В последние десятилетия Россия и её специалисты совершают большую ошибку, ставя экономику впереди политики. Но, если не решены базовые политические и, теперь уже, международные проблемы, никакого прогресса в экономике и всех остальных сферах не будет. Я уже не говорю о жёсткой расправе - в рамках закона, естественно, - со всеми коррупционерами!
- Говоря о созидании, как думаете, стоит ли нам обратить внимание на опыт Турции по привлечению инвестиций в Северный Кипр и формированию его позитивного имиджа на международном уровне?
- Обратить, конечно, можно. Вообще на любой полезный опыт надо обращать внимание, только надо понять для начала, что ставить рядом Северный Кипр и Крым нельзя, так как сама Турция, контролирующая ТРСК (Турецкая Республика Северного Кипра. - Ред.), является частью западного мира, не говоря уже о том, что она член НАТО. Поэтому с территориями, находящимися под турецким контролем, они там сами как-нибудь разберутся. У России такой льготы нет, Запад нам явно не друг, и этот статус усложняется всё больше. На Северном Кипре всё намного проще, если иметь в виду политическую позицию Запада по отношению к этому анклаву. Но даже при этом он имеет ряд проблем, которые не могут быть решены. Как с той же недвижимостью, например, покупка которой всё-таки выглядит несколько иначе и при других гарантиях, по умолчанию, чем покупка недвижимости на Южном Кипре, входящем в ЕС, - отсюда и сброс по ценам. Есть также много других параметров, которые говорят о том, что проблема Северного Кипра «подвешена» до сих пор. С другой стороны, в то время как северная часть Кипра, в общем-то, отдыхает спокойно, Крым пребывает в блокаде. Да, полуостров активно формирует свой позитивный имидж, активнее просто некуда, но базовая политическая проблема никуда не ушла, и она влияет на всю атмосферу.
- Турция, кстати, за меньшие сроки, чем Крым находится в России,  провела водопровод на тот же Северный Кипр. Чем же мы хуже?
- У России сейчас нет денег, чтобы прокладывать все коммуникации, которые нужны. Деньги есть только на самое необходимое, и пока это самое необходимое материк Крыму даёт, не говоря уже о решении в целом стратегической проблемы с энергоснабжением полуострова. Российские чиновники почему-то убеждены, что в обозримом будущем все проблемы между Москвой и Киевом будут решены, что никакой «столетней войны» не будет, и при такой уверенности, естественно, им нет никакого смысла создавать стратегическую инфраструктуру. Но я не думаю, что в обозримом будущем всё вернётся в более или менее приемлемое русло, и от необходимости полномасштабного оснащения Крыма всем необходимым уйти уже нельзя. Причём, если этого не будет сделано сейчас, то потом на такие проекты средств может не быть вообще. То есть, повторю ещё раз: российские чиновники надеются, что всё это не настолько серьёзно, чтобы реализовывать срочные мобилизационные программы в экономической сфере.
- А как решить, на ваш взгляд, не менее важную проблему работы государственных компаний в Крыму? Почему за три с половиной года этот вопрос практически не сдвинулся с места?
- Хорошо, что там вообще что-то работает из этого ряда, и в целом проблемы нет. Идеального варианта не будет всё равно, пока Запад не признает Крым частью Российской Федерации. Поэтому, считаю, что это уже, в принципе, достижение. Ведущие компании смогут работать на полуострове только по тем вариантам, которые позволяют им  действовать опосредованно, через специально созданные юридические организации. Да, это несколько странно и неприятно, но и здесь нет ничего из ряда вон выходящего, с учётом того, что это норма рыночной экономики западного типа. Ведь, как известно, и Россия - не СССР. Введение в заблуждение является естественной частью либерально-демократического государства.
- Но почему решения о тех или иных действиях принимают непосредственно руководители компаний, а не руководство страны?
- В такой сложный для России период, как сегодня, никакие руководители серьёзных компаний ничего самостоятельно решать не могут, по крайней мере, в стратегических вопросах, связанных с функционированием государственной системы. Формально - решают они, но на деле всем всё понятно. Просто после слома Российской истории на точке 2013-2014 годов идеальных решений уже нет. Есть только не очень хорошие и просто плохие. Государство управляет своими активами сегодня в максимальной степени - так, как, наверное, мало когда управляло вообще. Руководители отдельных компаний, пусть даже и очень крупных, это - просто исполнители.
- «Аэрофлот» и другие российские авиакомпании уже несколько лет спокойно работают в Крыму, и никто на Западе не заикнулся о санкциях против них…
- Запад, Вашингтон прежде всего, никогда ничего не забывает и замечает все нужные ему детали. К примеру, он никогда уже не забудет сюжет с малазийским «Боингом» и просто ждёт удобного момента для реанимации темы, хотя многим кажется, что всё давно забыто и уже неактуально. То же самое и здесь: тому же «Аэрофлоту» в нужное время и в нужный момент обязательно напомнят о его крымских проектах. Не надо думать, что если эта компания крупнее некоторых других, то её якобы кто-то просто боится тронуть. Давление на Россию, включая санкционную составляющую, развивается по своей собственной логике и схеме. Какие-то чёрные «шашки» двигаются сразу, какие-то чуть попозже, а какие-то в самом конце.
- И что же делать?
- Теоретически, ситуацию можно исправить, не всё так страшно. Но на практике - нет, так как для подобных проектов требуется не бюрократическое, не чиновничье, не канцелярское понимание вещей, и я часто об этом говорю в последнее время. Чиновников сменить нельзя, поэтому в данной раскладке надежд на снижение комплексного давления, мягко скажем, мало. Поэтому Россия будет идти и дальше по пути прямого, лобового, наибольшего сопротивления. Но, кстати, у нас и люди такие, а не только одни начальники. Просто такой менталитет. Взгляните, например, на российские протестные акции по социально-экономической тематике: там тоже нет никакой свежей мысли, одни только жёсткие требования.
К сожалению, наш национальный менталитет не позволяет нам решать стратегические задачи такого уровня и такой степени сложности.
- С госбанками в Крыму - аналогичная ситуация?
- В этой ситуации вообще не стоит зацикливаться на банковских брендах. Один условный банк «Крым» должен решать все вопросы с учётом текущей военно-политической специфики. В СССР все эти структуры вообще никак не зависели от западного мнения - и ничего, всем было лучше, чем ныне.

Беседовал Александр ДРЕМЛЮГИН.