«Секрет долголетия? Труд и оптимизм»

Юбилей ровесницы революции

20 Декабрь 2017 936
Алла Затонская-Пасечная на фронте и сейчас.
Алла Затонская-Пасечная на фронте и сейчас.

Сто лет Алле Петровне Затонской-Пасечной никак не дашь - активная, с мудрыми рассуждениями, ясным взглядом и крепким рукопожатием. Подумаешь, тросточка в руке и очки надевает, когда газету берёт! Очки у неё с юности, а трость - для удобства. Но дата в паспорте не врёт: родилась 20 декабря 1917 года. Ровесница Великой Октябрьской социалистической революции, племянница члена президиума Центрального исполнительного комитета СССР; ветеран Великой Отечественной, хирург, спасший на фронте и в мирное время сотни людей, почётный донор СССР.

«Удивительная женщина, душевная, мудрая, рассказчица прекрасная. Сколько ей пришлось пережить, а она не сломилась, не очерствела. Очень достойный пример для молодёжи, - наша постоянная читательница Галина Матвеевна Ломакина позвонила в редакцию: они случайно познакомились и стали хорошими подругами. - С таким человеком легко общаться». Алла Петровна, действительно, светлый человек, мы встретились на выставке, посвящённой 100-летию революции в Государственном архиве Республики Крым, где женщина очаровала всех искренностью и обаянием. Она всего на месяц с небольшим младше революции, но о тех событиях знает по рассказам мамы, учительницы русского языка, и отца, преподавателя математики.
- Мы жили тогда в Киеве, отец раненым вернулся с Первой мировой, куда ушёл добровольцем с экономического факультета университета, награждён Георгиевским крестом, - рассказывает Алла Петровна. - Не знаю, как отец в душе относился к революции, но с двоюродным братом Владимиром, одним из тех, кто совершал её в Киеве, они часто общались. Дядя даже скрывался у нас от петлюровцев, когда в марте 1918-го они заняли город. А ещё мама рассказывала, что её отец-священник прятал от петлюровцев евреев. Вначале после революции, гражданской войны было тяжело всем, но постепенно жизнь налаживалась, боролись с голодом, с безграмотностью, созидали. Я сама в партию вступила в 1943-м на фронте, с тех пор коммунистическим идеям не изменяю. Как бы ни говорили сейчас о революции, идеи были благие, и страна, в итоге Советский Союз, родилась светлая, добрая, жили хорошо.
Из охваченного гражданской войной Киева семья перебралась под Винницу. Алла Петровна росла с двоюродными братьями, которые «воспитывали по-мальчишески», но мечта у неё была девичья - стать врачом. И непременно хирургом. Запала в душу история, как спасли жизнь отцу, вернувшемуся израненным с фронта. Но, поступая в медуниверситет, она и не думала, что через несколько лет также будет спасать раненых на фронте. Конец тридцатых прошлого века принёс девушке радость материнства - у них с мужем родилась долгожданная дочка - и горечь потерь: дядю и отца репрессировали.
- И маму мою, у которой на время экзаменов оставила дочку, тоже потом забрали - «жена врага народа», - вспоминает женщина. - Хоть ребёнка спасти успела. Уже потом, на фронте, мне командир посоветовал написать в трудовой лагерь, где была мама, что нахожусь в действующей армии. И её отпустили. А с первым мужем нас вой­на разлучила - его забрали на переподготовку в мае 1941-го. Больше мы и не увиделись, он сразу на фронт попал. Во время одного из боёв контуженный в плен попал, но бежал, добрался к своей маме под Киевом, где я оставила дочку, - ведь тоже на фронт рвалась, медики там нужны были. С дочкой повидался, а со мной разминулся. Он погиб потом на фронте.
Алла Затонская заявление с просьбой отправить в действующую армию написала, но сразу не взяли - несколько дней потом с такими же студентами медуниверситета пешком добиралась до Харькова. Там она не только училась, но и работала - в военном госпитале и роддоме.
- Одна из трёх ночей - на сон, учёбу, потом сутки в гос­питале и сутки в роддоме, - вспоминает врач. - Бомбили часто, по несколько раз за ночь приходилось малышей спасать - по 13 человек на носилки и в подвал-бомбоубежище. Но всех спасли. Потом уже вуз переправили в Челябинск. Ускоренный выпуск - дипломы вручали прямо на перроне - и сразу на фронт. Мне дали право выбрать, решила - Западный, верила, что как-нибудь смогу дочку повидать. Кстати, потом так и случилось. Правда, она меня сразу и не узнала, я была в форме, в шинели.
С 61-й армией Алла Пасечная участвовала в Орловской наступательной операции, освобождала Белоруссию, Прибалтику, Польшу, Восточную Пруссию. День Победы встретила в Кирице под Берлином, куда их часть шла в обход столицы фашистской Германии, чтобы успеть раньше американцев.
- Я 9 месяцев в полку была, это на передовой самой, потом в медсанбате эпидемиологом дивизии. Надо было обойти все части, проверить, как они устроены, как хранят хлеб, какие портянки у солдат. Потом в военном госпитале работала. Всякое бывало, не только от ран спасать приходилось, но и от обморожений. Порой по 400 раненых за сутки через мои руки проходило. Многих удавалось спасти, но так больно, что были и потери. А порой чудо помогало. Помню, был у нас один раненный в ногу, надо было её ампутировать, а я возьми да и скажи: вот был бы гипс, попробовала бы спасти. Он ухватился за эту мысль и всё отказывался от операции, уже гангрена могла начаться, а он отказывался. Начальник госпиталя приказал мне: резать. Готовлюсь к операции и вдруг весть: гипс привезли. Чудо. Спасли ногу, спасли человека.
В госпитале довелось оказаться и самой Алле Петровне: взрывной волной её ударило об стену вагона санитарного поезда. Хотели оставить в тылу, но она добилась возвращения в часть - не могла бросить своих ребят. И сегодня с улыбкой вспоминает, как однажды лейтенантом «срезала» путь через минное поле, не заметила табличку «мины»: «вот тогда я по-настоящему испугалась. Вокруг ни души. Трупы в белых маскхалатах ещё с зимы. Подорвёшься - никто не узнает. Полдня шла, разгребая каждую травинку». Но выжила, вместе со всей страной победила.
На парадном кителе теперь уже подполковника медицинской службы - ордена Красного Знамени и Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией», а также множество юбилейных, знаки «Почётный донор СССР» и «Отличник здравоохранения».
- На фронте встретила и любовь - с Ваней Пасечным мы всю войну вместе прошли, и потом более 40 лет жили душа в душу, с полуслова друг друга понимали, - рассказывает ветеран. - Он после Победы работал в Новочеркасском Суворовском училище, а я, демобилизовавшись, работала в городе хирургом, благодарность Минздрава РСФСР имею. И всегда помнила военный принцип: «Если можно не резать - не режь». Однажды довелось спасать маленькую девочку, стеклом порезавшую плечевую артерию. Шить невозможно, перевязала, боялась, что рука не будет слушаться, но просила девочку не сдаваться, и та разработала руку - вязать начала. Так что никогда нельзя сдаваться, надо работать, бороться.
Труд и оптимизм - главные секреты долголетия Аллы Пет­ровны. Она радуется уже праправнукам и точно знает, что всего в жизни можно добиться, если быть добрым и честным.

P.S. Редакция «Крымской правды», которая лишь на месяц с небольшим младше ветерана войны, поздравляет Аллу Пет­ровну со 100-летним юбилеем. Многие вам лета.

Наталья ПУПКОВА.