Маринист из рода Айвазовских
В Крыму скромно, но достойно отметили 160-летие забытого, ставшего в какой-то степени в искусстве «тенью» своего знаменитого двоюродного дяди Ивана Айвазовского, Эммануила Магдесяна. Судить в полной мере, справедливо ли это на самом деле, сложно: сохранилось всего лишь несколько десятков картин, а солидное собрание из фондов Симферопольского художественного музея погибло в 1941-м году во время эвакуации.
Известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый считал: «Магдесян - не только крупный представитель школы Айвазовского. Он самый интересный его ученик и последователь, и в силу многосторонней органической, тесной «программной связи» с творчеством знаменитого мариниста и в силу внутреннего противостояния, подлинной самобытности, независимости искусства».
В отличие от Айвазовского Магдесян создавал свои произведения не по памяти, а с натуры, передавая дыхание морской стихии, её изменчивое состояние, «загоняя» миг в рамки вечности. Он не соперничал с признанным мастером эпических полотен, на которых мы видим драматизм сосуществования человека и необузданной стихии. Он просто любовался тем, что видел, и передал зрителям своё восхищение морским прибоем, цветовой гармонией безбрежного водного пространства и неба над ним. Магдесян по-своему писал бурю, шторм, штиль. Выработав собственный стиль, простой и доступный художественный язык.
Наш земляк Эммануил Яковлевич (Манук Акопджанович) Магдесян родился 23 апреля 1857 года в предместье уездного города Перекопа - Армянском Базаре в бедной армянской семье.
- Я ещё в шестидесятых годах прошлого века выяснил по архивным документам, что дом Магдесянов стоял на улице Большая Морская, - рассказывает известный крымский краевед Лев Кружко. Тогда удалось узнать лишь об одной картине Магдесяна, связанной с Перекопским краем, - полотне под названием «Ночь на берегу Перекопского залива». Художник изобразил верблюдов, отдыхающих на побережье залива. А ещё выяснил, что Магдесян писал не только море, но и натюрморты. К сожалению, многие картины бесследно исчезли ещё в годы гражданской войны. Надеюсь, многое прояснит фильм «Первое море Магдесяна», который снимает внучатый племянник живописца Иван Магдесян. Некоторые сцены для будущей ленты снимались на побережье Каркинитского залива недалеко от Армянска. Ведь именно здесь будущий маринист писал свои первые картины.
К 160-летию мариниста в историко-краеведческом музее Армянска открыта выставка и воспроизведена по описаниям комната, в которой юноша создавал свои первые произведения.
- Мы попытались воспроизвести быт и время, когда Магдесян начал писать свои полотна, - рассказала директор музея Людмила Варшавская. - Основа экспозиции - фотокопии картин Эммануила Яковлевича из художественных музеев Севастополя, Симферополя, Феодосийской картинной галереи и Национальной галереи Армении.
Мечтавший посвятить жизнь изобразительному искусству, юный крымчанин отправился в Петербург и стал в 1878 году вольнослушателем Академии художеств, которую успешно окончил в 1892 году. Творчество талантливого студента было отмечено сначала малой, а затем большой серебряной медалью. Дипломированный художник вернулся в Крым, и его взял в свою мастерскую Иван Айвазовский. Позже Магдесян переехал в Симферополь. Симферопольский период творчества ознаменован открытием для широкой публики картинной галереи, в основу которой легли его живописные произведения и полотна, подаренные коллегами. Галерея стала первым публичным художественным музеем уездного города. На первой посмертной выставке, организованной через год после смерти мастера в 1909-м году его вдовой, были представлены 178 картин и этюдов.
- Отдавая предпочтение изображению моря, Магдесян писал парки и дворцы Алупки, прибрежные скалы, аллеи Гурзуфского парка, окрестности Аю-Дага, - отмечает генеральный директор общества «Межмузейные коммуникации» Сергей Пушкарёв. - В Финляндии написал несколько зимних пейзажей. В Армении - церковь на фоне годы Арарат. Любил бывать в Судаке, где часто гостил у композитора Спендиарова, наслаждаясь его музыкой. Не забывал он и Феодосию. Айвазовский уговорил его участвовать в ежегодных весенних выставках Академии художеств. Когда Магдесян выставил там свой «Прибой» в 1897 году, петербургская публика решила, что картина принадлежит кисти Айвазовского - столь совершенна она была по композиции, технике, колориту. По сохранившимся сведениям можно назвать наиболее известные картины художника: «Ожидающие спасения», «Ночь на Чёрном море», «Буря», «Утро», «Скала Пушкина», «Полдень», «Парус в неспокойном море», «Кораблекрушение».
Свою любовь к родному полуострову много путешествовавший по миру художник выразил в пожелании: «...хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись этой страной, т. е. Крымом, более серьёзно и вытеснили те предвечные понятия о незаменимости у нас Швейцарии и Италии». Последней работой Эммануила Магдесяна стала картина «Утро». Она стояла на мольберте в печальный день 18 ноября 1908 года. Автор успел не только завершить полотно, но и подписать его.
Сегодня в Крыму можно увидеть восемь картин мариниста. Шесть полотен хранятся в Симферопольском художественном музее: «Старая пристань в Феодосии», «Подножие Пушкинской скалы», «Тучи надвигаются», «Скалы у моря», «Алупкинский дворик», «Дворик Воронцовского дворца».
В Севастопольском художественном музее им. М. Крошицкого экспонируется этюд «Море и скалы», в постоянной экспозиции Феодосийской картинной галереи - знаменитое полотно «Прибой».