Спецвоенкор «Красного Крыма»

Михаил Муцит до последнего защищал Севастополь

12 Июль 2017 1083
Михаил Муцит перед войной.
Михаил Муцит перед войной.

Не знаем точно, когда Михаил Муцит стал сотрудником «Красного Крыма» (так до 1952-го называлась «Крымская правда»), скорее всего, незадолго до Великой Отечественной. Во всяком случае, в сохранившихся номерах газеты за предыдущие годы его материалов нет. Не знаем, сколько лет было ему, отдавшему жизнь за Родину в осаждённом Севастополе, не знаем, когда и где точно это произошло. В память о журналисте остались только военные материалы на пожелтевших страницах в газетном архиве и довоенное фото, найденное на просторах интернета.

Воспоминания
о коллеге
Снимок выложил в сеть Леонид Кантер из Донецка: «Хочу вспомнить брата бабушки, Михаила Евсеевича Муцита. Выходец из бедной многодетной еврейской семьи, Михаил получил образование журналиста и был направлен на работу в Симферополь, в редакцию газеты «Красный Крым». Погиб в Севастополе в 1942 году. Когда дед в своё время занимался его поисками в Симферополе, в редакции «Красного Крыма» ничего не смогли рассказать о судьбе Михаила Евсеевича».
Спустя годы, увы, рассказать больше и не сможем. Судя по тому, что в феврале 1942-го его заметок с передовой не публиковалось, парень был ранен, находился в госпитале, возможно, в Инкерманских штольнях. Сохранились и воспоминания Евгения Степанова, возглавлявшего газету в годы войны. Когда в апреле редакция из Севастополя (где выходила со 2 ноября 1941-го) перебазировалась в Керчь, «мы с грустью расстались с многочисленными друзьями-севастопольцами, которые помогали делать газету. Остался в городе и наш Миша Муцит в качестве корреспондента фронтовой газеты, в которую давно рвался. И больше мы не увиделись, как и Сергей Галышев (корреспондент «Известий», друг и помощник «Красного Крыма», погиб после 24 июня 1942-го. - Ред.), он погиб в осаждённом городе». Возможно, погиб Михаил Муцит в мае - начале июня 1942-го - номера «Красного Крыма» за этот период частично сохранились, если бы наш корреспондент был жив, даже служа во фронтовой газете, нашёл бы возможность передать свои корреспонденции в родное издание.
«Муцит очень способный работник, обладающий важнейшим качеством журналиста - оперативностью. Он хорошо видит, может верно оценить событие, вовремя сообщить о нём читателям. Уж он никогда не ожидает звонка из редакции, всё делает сам и будет торопить, упорно добиваться, чтобы его материал обязательно поставили в номер», - эти строки Евгений Степанов написал в дневнике летом 1941-го, рассказывая о первой военной корреспонденции в газете. «В тот день
(22 июня. - Ред.) в Севастополе находился сотрудник нашей редакции журналист Михаил Муцит. Утром упали бомбы, а днём он передал в редакцию обстоятельную корреспонденцию «Как это было?». Рассказал о первом впечатлении, какое произвели на севастопольцев эти бомбы, о суровом спокойствии и несгибаемой воле к победе. Мы согласовали первый военный материал со штабом флота. Я целиком прочитал его члену Военного Совета, начальнику политотдела флота, корреспонденция была опубликована в очередном номере газеты». Материал вышел 24 июня 1941-го в соавторстве с севастопольским корреспондентом газеты Леонидом Дубновым (к счастью, выжившим в войну), добавившим информации. В том материале - фамилии артиллеристов, отразивших первый, в 3.13 ночи
22 июня, вражеский налёт в ещё не объявленной войне: «Младшие командиры Тишулин, Борисов, Лесько, Фоломейкин, разведчик Боганов, наводчики Цытыркин, Заворип, трубочные Григорецкий, Ткач, Дмитриенко, краснофлотцы Бескоровайный, Сосновский, Верун, Семыкин и многие другие показали безукоризненную боевую выучку, чёткость, стремительность, беспредельную преданность партии и советскому народу, готовность отдать все силы на защиту своего Оте­чества. Так будут действовать все бойцы и командиры нашей славной Красной Армии и Военно-Морского Флота, когда им придётся встретиться в бою с врагом».
«Милый и расторопный парень» - так осенью 1941-го отзывался о нашем коллеге, с помощью которого передал материалы об осаждённой Одессе, военный корреспондент «Красной звезды» Константин Симонов. «Наш эсминец отшвартовался уже в темноте, и через несколько минут Одесса скрылась из виду. В одиннадцать часов дня оказались в Севастополе. Надо было связаться с Москвой, и я решил, что, поскольку транспортные самолёты всё равно идут из Симферополя, есть смысл ехать прямо туда и оттуда звонить в Москву. По газетной традиции, заехали первым делом на несколько минут в редакцию «Красного Крыма». Заведующий военным отделом газеты Муцит обещал, что, если никакое начальство не поможет связаться с «Красной звездой», он попробует устроить это сам. Мы пошли в Крымский обком партии, попытались связаться оттуда. Оказалось, что и там нет связи. Тогда я зашел за Муцитом, и мы двинулись с ним прямо на телефонную станцию. На моё счастье здесь, в Симферополе, только что прошла премьера «Парня из нашего города», и когда Муцит вызвал из недр телефонной станции старшую и познакомил меня с ней, сказав, что я автор «Парня», девушка, дай Бог ей счастья, обещала помочь. Мы отправились в какой-то санпропускник. Муцит устроил нас спать в кабинете директора, где стоял телефон. Часа в три ночи девушка, очевидно с невероятными мытарствами, - прямая линия через Харьков действительно не работала - соединила меня с Москвой через Керчь - Краснодар - Воронеж».
Написано
с передовой
«Во временно захваченных германскими фашистами городах и районах Крыма активно действуют партизанские отряды. Днём и ночью они ходят в разведку, уничтожают склады с продовольствием, горючими материалами, подрывают мосты, истребляют фашистских захватчиков. Боевые действия партизан в Крыму принимают всё более широкий характер». Эти строки Михаила Муцита опубликованы в номере «Красного Крыма» за 14 ноября 1941 года. Чуть меньше двух недель назад фашисты заняли Симферополь, шесть дней назад - Ялту, оккупировав почти весь Крымский полуостров, - лишь Севастополь ещё держался.
Материалы «специального военного корреспондента «Красного Крыма» Михаила Муцита теперь появлялись в газете регулярно. «Месть народа», «Рождение партизанского отряда», «Неуловимые» - о партизанах. «Обыкновенные советские люди, не щадя своей жизни во имя победы, наносят в немецких тылах удар за ударом по ордам насильников и убийц. <>В деревню Коккоз фашисты свезли самых красивых девушек из Симферополя, Ялты, Алушты и устроили здесь публичный дом. Когда об этом узнали партизаны, они решили отомстить озверелым насильникам. Ночью 20 ноября партизан тов. М. пробрался к публичному дому. В одной из больших комнат происходила пирушка фашистских офицеров. Их было там более 20 человек. Одну за другой бесстрашный партизан бросил в самую гущу гранаты. Славный патриот родины, отстреливаясь до последнего патрона, меткими пулями уничтожил четырёх преследователей и в неравной борьбе пал смертью героя».
«Непобедимые», «Курсом на врага», «Враг несёт большие потери», «Стойкость, упорство, активность» - о защитниках Севастополя. Лётчики эскадрильи Героя Советского Союза ещё с войны с белофиннами Алексея Губрия «неожиданно налетели на вражеский аэродром и уничтожили 12 фашистских стервятников». «Стойкой активной обороной бойцы и командиры части товарища Коломиец за две недели боёв уничтожили почти десять тысяч немецких солдат и офицеров, среди которых значительное число крестоносцев». «Бойцы и командиры части Потапова продвинулись вперёд на 6 километров, отбили один населённый пункт, несколько важных высот и, заняв новые рубежи, указанные командованием, закрепились на них».
Одна из последних корреспонденций Михаила Муцита: «Каждый выигранный нами день - это шаг к победе. Нам нужно выстоять! Выстоять, с неутомимым упорством и активностью, до последней капли крови сражаться на указанных командованием рубежах. Выстоять так, как подразделение Дринги, как батареи Матушенко, Александера и многие другие славные защитники Севастополя. И пока инициатива наступления находится ещё в руках фашистов, мы всюду и везде, в малом и большом будем проявлять особую организованность, упорство, стойкость, непоколебимую твёрдость, мужество, бесстрашие. Мы - выстоим!» Наш коллега, «спецвоенкор «Красного Крыма» Михаил Муцит, выстоял до конца, до последнего защищая ставший родным полуостров.

Наталья ПУПКОВА.
Фото с сайта
lkanter.livejournal.com