Большие подвиги простых людей

Как снимался фильм об одной забытой космической истории

12 Апрель 2017 892
Тимур Бекмамбетов.
Тимур Бекмамбетов.

О том, что 12 апреля 1961 года советский лётчик стал первым человеком, совершившим полёт в космос, знают все. Юрий Гагарин был кумиром советских мальчишек. Но мальчишки XXI века уже вряд ли знают, что первым человеком, вышедшим с ко­рабля в открытый космос, тоже был советский лётчик. Именно этому событию посвящён новый фильм режиссёра Дмитрия Киселёва «Время первых». Так получилось, что мне удалось увидеть фильм на так называемом предпоказе, который прошёл в Санкт-Петербурге в рамках Медиафорума ОНФ «Правда и справедливость». Сказать, что фильм рождает сильные эмоции - ничего не сказать! Картина, премьера которой началась в преддверии Дня космонавтики, станет хорошим ответом тем, кто считает, что в России не снимают хорошее кино. Если, конечно, фильм дойдёт до российского зрителя. Почему возникают сомнения? Об этом и о многом другом рассказал продюсер фильма Тимур БЕКМАМБЕТОВ.

- Тимур Нуруахитович, почему до сих пор за такую историю не хватались киношники?
- Было несколько причин. Во-первых, в течение многих лет информация была засекречена. Почему-то считалось, что ценностью обладают только лёгкие победы, а такую драматичную историю людям лучше не знать. Потом, в 90-е годы, об этом вообще забыли, это стало никому не интересно. И только сейчас так случилось, что нам рассказали эту историю, и мы поняли, что не снять фильм об этом просто не можем.
- Есть ли в этой истории вымысел или всё документально?
- Все показанные события абсолютно реальны. Эта реальность на совести Алексея Архиповича, который рассказал нам всю историю, но подтверждения ей есть в бортовых журналах, поэтому это всё правда. Сценаристы занимались исключительно деталями, например, историей про пилота, который нашёл космонавтов в тайге.
- То есть в реальности действительно было столько драмы?
- Её было даже больше. Например, в тайге. Когда космонавты полетели в космос, им дали с собой пистолет. Зачем он им в космосе, было непонятно. Но когда они приземлились в тайге, там снега было не так, как у нас показано – по колено, а по грудь. И они оказались зажаты в снегах. И там были волки. Пистолет - это то, что спасло им жизнь. Там ещё много подробностей, которые остались за кадром, история гораздо более драматичная. Настолько драматичная, что если бы мы сняли всё, это была бы пародия на историю.
- В титрах вы указали, что главным консультантом по фильму был сам Алексей Леонов. Остался ли он доволен результатом?
- В этом уникальность этого проекта: фильм делался для конкретного человека. Поэтому в нём столько души: режиссёр снимал его и знал, что первым зрителем будет его герой, очень умный, свободно мыслящий. Его нельзя было бы обмануть лестью. После окончания фильма он долго молчал. Евгений Миронов спросил: «Ну как, Алексей Архипович, что скажете?». Он ответил: «Да, только теперь я понял, как там всё было страшно!». Ему всё понравилось, он даже говорил, что по этому фильму можно изу­чать теорию воздухоплавания космонавтики. Но один кадр попросил вырезать.
- Какой?
- Была одна сцена, где Сергей Королёв, выходя от Брежнева, падает на мраморный пол Дворца съездов, потому что ему становится плохо. Вот эту сцену Леонов попросил вырезать. Мы ему: «Алексей Архипович, да это же самая лучшая сцена! Она показывает, как ему трудно было защищать своих пилотов, как он болел за дело! Почему вырезать?». На что Алексей Леонов ответил: «Потому что Королёв упасть не может». И этим он нам преподал очень простой профессиональный урок: герой не может упасть. Мы не должны видеть героев слабыми, иначе образ героя сразу исчезает.
И мы вырезали этот кадр, вместо этого у нас в кадре из рук у Королёва падает портфель. Люди понимают, что ему стало плохо, но самого кадра, гениально снятого Дмитрием Киселёвым, в фильме нет.
- В фильме много шуток. Кто автор?
- Одни шутки пришли в фильм от самого Алексея Архиповича, другие придумал один из сценаристов, Олег Погодин. Ну и многие шутки травили сами актёры во время съёмок. Это был замечательный актёрский ансамбль, и они в процессе съёмок часто импровизировали и добавляли в сценарий реплики от себя.
- Вы перед показом сказали, что с таким фильмом чрезвычайно трудно выйти на широкий экран. Почему?
- Так получилось, что кинопрокат как бизнес сложился в 90-е годы. Поскольку мы тогда не снимали хороших фильмов, индустрия была разрушена, то, в основном, бизнес развивался за счёт картин, приходивших к нам из-за рубежа. Даже сейчас, когда мы уже можем снимать такое кино, 80% контента к нам приходит из-за границы. Мы сами воспитали аудиторию, которая не видела наших фильмов.
И мы не знаем, как эти фильмы им показывать, они привыкли к импортному кино.
- Если говорить об импортном кино - не перебьёт ли вашу аудиторию премьера нового «Форсажа», который выходит на экраны одновременно с вашим фильмом?
- Я думаю, что само по себе наличие в праздничные дни показа широко известного и популярного у молодёжи зарубежного фильма очень навредит нашей картине. Но у нас нет никаких рычагов давления в этом вопросе. Это должно делать государство. Мы идём в бой с открытым забралом и очень надеемся на нашего зрителя. Как сказал герой фильма Сергей Королёв: «Мы ещё посмотрим, кто кого».

Кадр из фильма «Время первых».

Наталия НАЗАРУК.