Плюрализм в отдельно взятых головах

Меджлис по-прежнему против Книги памяти

12 Август 2013 611
Фраза «Мы помним всё» некоторых задела за живое.
Фраза «Мы помним всё» некоторых задела за живое. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Главным политическим скандалом недели остаётся ситуация вокруг «Книги памяти Восточного Крыма», о которой уже рассказывала наша газета. На этой неделе эксперты и общественники собрались на заседании «за круглым столом» в Симферополе. Несмотря на явный численный перевес сторонников книги над её противниками, полного консенсуса не получилось. Передать весь ход дискуссии не позволяет газетная площадь, поэтому приведём отдельные реплики.

В начале обсуждения глава секретариата меджлиса Заир Смедляев предложил рассматривать только «проблемный» десяток страниц, содержащий критику меджлиса, и не обсуждать главное содержание книги. Однако большинство участников это предложение не поддержало. Смедляев акцентировал внимание на том, что «Книга памяти Восточного Крыма» была издана «на бюджетные средства», и покритиковал администрацию Кировского района за отсутствие бдительности. Впрочем, сам глава секретариата незаконной этнической организации продемонстрировал некоторое недопонимание ситуации. Районные власти не «назначали» Ширшовых на должности авторов, а оказали им помощь (в том числе финансовую) в издании книги, материал для которой собирался Ширшовыми по крупицам более трёх десятилетий.

- Мне непонятно, почему сейчас, бросая обвинения по адресу уважаемых авторов, мы говорим о том, что бюджетные средства использовались на эту книгу: «Ах, подлецы, как вы могли, верните немедленно!». Получается шантаж со стороны организации, которая не желает влиться в законное поле Украины, - со стороны меджлиса. Причём здесь они противопоставляют себя закону Украины, а тут пекутся о налогах трудового населения. Не надо фарисействовать, - призвал директор Русского культурного центра Михаил Голубев.

- Давайте обсуждать значимую, очень ценную книгу и не будем уходить в сторону от главного сюжета, - предложил заместитель директора Украинского филиала Института стран СНГ по научной работе Анатолий Филатов. - А сюжет - это героизм наших соотечественников, которые отстояли нашу Родину, защитили её в годы Великой Отечественной войны.

Политолог, доцент КГМУ
им. С. И. Георгиевского Виктор Харабуга выступил с предложением: под контролем властей Крыма подготовить документальное справочное издание с перечнем всех коллаборационистов, независимо от национальности.

- Проблемы исторического прошлого используются теми или иными политическими силами с целью нагнетания и обострения межэтнической напряжённости. Это обычная практика для территорий, на которых присутствуют этнополитические конфликты. Поэтому для того, чтобы было взаимопонимание, чтобы поставить точки в проблемах исторического прошлого, надо обсуждать их с точки зрения документов - цифр и фактов, а не каких-то эмоциональных заявлений, - сказал эксперт.

- Авторы «Книги памяти Восточного Крыма» вернули крымскотатарскому народу сотни бойцов: фамилии, имена, места захоронения. И теперь их родственники могут прийти и поклониться могилам предков, - подчеркнул политолог, доцент ТНУ им. В. И. Вернадского Сергей Киселёв.

Речь главы отдела внешних связей меджлиса Али Хамзина имела признаки программной, а потому нельзя не привести хотя бы фрагмент.

- Мы не будем отмежёвываться от тех крымских татар, которые, по-вашему, были якобы коллаборационистами. Мы не будем отмежёвываться от власовцев и не считаем их предателями. Потому что та система была преступной, и сегодня её память является тоже преступной. Её нужно осудить и организовать над ней «Нюрнберг-2». Сейчас я с вами разговариваю от имени Европейской платформы совести и памяти, полноценным членом которой я являюсь, - гордо сообщил глава отдела внешних связей меджлиса. Завершая свою оригинальную, выдержанную, надо понимать, в соответствии с европейскими представлениями о совести, памяти и полноценности речь, Хамзин не забыл предположить, что в процентном отношении Героев Советского Союза среди крымских татар «наверное, чуть-чуть больше, чем у русских».

Было в этом выступлении что-то неуловимо знакомое, заставляющее вспомнить не о Бахчисарайском фонтане и красивых минаретах, а о Европе 30-х годов прошлого столетия. Символично, что рабочая группа по организации «Нюрнберга-2», как сообщил Хамзин, создана в Берлине. Хотя не новый же «Мюнхен» им было организовывать. В Германии за такое наказывают.

Факт, что в руководстве одной политической организации спокойно уживаются те, кто подобно Заиру Смедляеву хранит копии наградных листов своих родственников и чувствует себя оскорблённым при любом упоминании о крымскотатарских коллаборационистах, и те, кто считает героев Великой Отечественной пособниками «преступного коммунистического режима», говорит о нешуточном уровне внутренней демократии. Демонстративная нетерпимость к иному мнению демократии не помеха. Это в условиях тоталитаризма цензура и репрессии - явления отрицательные, а когда у власти демократы, то при них и цензура - демократическая, а стало быть, во благо.

Кто из членов меджлиса готов в случае, если подвернётся оказия, поучаствовать в «европеизировании» Крыма, а кто предпочтёт верность памяти своих предков, павших в боях за Родину от рук «европеизаторов», сегодня понять трудно, поскольку плюрализм наблюдается не только в рамках одной нелегальной организации, но и, как видно, в некоторых отдельно взятых головах. Зато в определении вероятного противника члены упомянутой организации проявляют завидное единодушие.

Николай ФИЛИППОВ.