Лётчик из Качи

Сегодня в 00:36 181
Кирилл Гришко - Герой Советского Союза.
Кирилл Гришко - Герой Советского Союза. Фото из открытого источника.

Кириллу Гришко исполнилось 23 года, когда в 1932-м окончил 1-ю военшколу пилотов, офицерскую авиационную в Севастополе. Ту самую, что ещё в Российской империи в 1910-м, на Куликовом поле приморского города, создали при содействии великого князя Александра Михайловича, а одним из преподавателей-инструкторов стал первый русский авиатор Михаил Ефимов. Спустя два года авиашкола перебралась на хутор Александр-Михайловский, полевой лагерь, ставший началом будущего посёлка Кача. И школа тоже негласно стала такой, лишь в 1938-м, уже в Советском Союзе, назвали официально - Качинская Краснознамённая военная авиационная школа имени революционера Александра Мясникова. Наш герой в это время уже уволен из рядов Рабоче-Крестьянской Красной Армии, службу в которой начал в 1929-м, в пулемётный батальон в Киеве, а после авиашколы служил пилотом авиаэскадрильи, авиаотряда, инструктором лётчиков. Уволен по болезни - подробности не знаем, как и то, кем стал в гражданской жизни, но, когда началась Великая Отечественная, окончил курсы усовершенствования офицерского состава и добился, чтобы летом 1943-го всё же на фронт направили. Должен летать!

Вместе с полководцем

И он летал, геройски, за два года его битвы - два ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной вой­ны первой степени и уже посмертно - орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, впрочем, представляли к ним ещё при жизни - 6 мая 1945-го. И испытал радость Победы, наверное, успел отправить в Ташкент жене Зое Фёдоровне поздравления, обещание скорой встречи. Она так и не состоялась, увы, - 17 июня 1945-го Кирилл Гришко погиб в автомобильной катастрофе, быть может, сказались ранения и старая болезнь, может - диверсия, уже и не узнать. Просто вместо телеграммы о возвращении любимого получила семья извещение о его гибели - «похоронен в городке Бунцлау, у памятника Кутузову»…

Спустя годы военным станет уже внук Кирилла Емельяновича и Зои Фёдоровны - профессиональным, офицер-«альфовец», подполковник, что в Симферополе старается привить молодёжи чувства пат­риотизма и ответственности, учит военному делу. И, конечно, гордится дедушкой, гвардии майором Героем Советского Союза, о котором смог узнать больше благодаря товарищу, крымскому краеведу и поисковику Вартану Григоряну, нашедшему в военном архиве и наградные листы лётчика, и сведения о памятнике в Бунцлау.

- Бунцлау - это по-немецки, сейчас этот городок, площадью почти 23 километра, принадлежит Польше и называется Болеславец, - говорит краевед. - Именно там 16 (28 по новому стилю) апреля 1813 года не стало великого русского полководца, участника и боёв за Крым в очередной Русско-турецкой войне 1774-го, и битве с французами в Отечественной 1812-го Михаила Голенищева-Кутузова-Смоленского, первого из полных кавалеров ордена Святого Георгия. В Бунцлау Михаил Илларионович присутствовал на совещании императора Александра Первого и прусского короля Фридриха Вильгельма Третьего. Сырая погода, старые болезни… По решению российского императора забальзамированное тело полководца доставили для захоронения в Санкт-Петербург - 13 (25) июня похоронили в Казанском соборе, там, где хранится чудотворная икона Казанской Божией Матери, пред которой полководец молился о победе в Отечественной войне. А вот в Бунцлау (Болеславце) адъютант полководца Карл Монтрезор похоронил оставшиеся после бальзамирования внутренние органы (по слухам и сердце, но оно всё же в Петербурге покоится) - на сельском кладбище у деревни Тиллендорф, неподалёку от Бунцлау. Позже соратники полководца установили там небольшой памятник с надписями на русском и немецком - «Князь Кутузов-Смоленский переселился из сей жизни в лучший мир». В 1945-м, когда наши войска, уже Красная Армия, 1-й Украинский фронт Ивана Конева, освободили город, то появилась новая мемориальная плита - «Великому патриоту земли русской фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову в день 132-й годовщины его смерти 28 апреля 1945 года. Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый/ Суровый строй полков своих,/ Ты памятник бессмертный русской славы/ На сердце собственном воздвиг./ Но не умолкло сердце полководца,/ И в грозный час оно зовёт на бой,/ Оно живёт и мужественно бьётся/ В сынах Отечества, спасённого тобой!/ И ныне, проходя по боевому следу/ Твоих знамён, пронесшихся в дыму,/ Знамёна собственной победы/ Мы клоним к сердцу твоему! От воинов Красной Армии, 12 февраля 1945 года вступивших в город Бунцлау». И вскоре рядом с могилой полководца Российской империи появились могилы 141 воина Советского Союза, а у входа на Кутузовский мемориал фигуры российского гренадёра 1813 года и советского бойца 1945-го.

«Преданность Родине»

Именно там, рядом с останками Михаила Кутузова, в июне 1945-го похоронили и Кирилла Гришко, гвардии майора, командира эскадрильи, одного из более чем двух тысяч лётчиков - «качинцев», сражавшихся на фронте. Одного из 290 выпускников севастопольской авиашколы, ставших Героями Советского Союза.

Он родился 14 (27-го по новому стилю) 1909 года в крестьянской семье в селе Водяном Екатеринославской губернии (Днепропетровская область в советское время). В 14 лет окончил школу-пятилетку и продолжал работать на селе - до призыва на службу. Тогда уже набирала силу советская авиа­ция, решил молодой солдат стать пилотом. Потом недуг, но, когда началась война, - всё осталось в стороне - до Победы. На фронте, добившись мобилизации, после комиссования по болезни, служил с июня 1943-го, Степной, 2-й и 1-й Украинские. Курская битва, Львовско-Сандомирская, Нижне-Силезская, Берлинская, Пражская наступательные операции. И тяжёлое ранение, и извещение жене - «пропал без вести при выполнении боевого задания», в районе Белгорода 27 июля 1943-го. Подробности случившегося Вартан Григорян нашёл в воспоминаниях однополчанина Героя Советского Союза Николая Полукарова. В тот день, 27 июля 1943-го, из 12 вылетевших на боевое задание самолётов-штурмовиков 66-го штурмового авиаполка вернулось 10. Замкомандира эскадрильи Георгий Иванов доложил комполка Валентину Лавриненко о выполнении боевого задания и о том, что самолёты Кирилла Гришко и Александра Аникеева «оба сбиты огнём зенитной артиллерии, упали за линией фронта». И вспоминал товарищ слова храброго комэска Гришко: «Бить врага надо так, чтобы зубы у него плавились». Так и поступал, но при выполнении того задания комэск Гришко был сбит, множественные раны, плен, но позже, чуть восстановившись, оглушил охранника и сумел бежать. Несколько недель скитаний и встреча с нашими наступающими частями.

После госпиталя снова фронт, командир эскадрильи уже 143-го гвардейского штурмового авиаполка (полное название на конец войны - Львовский ордена Александра Невского). «Рано мне уходить в небожители, - смеялся он, - надо свести счёт с коричневой чумой, надо загнать в землю эту чумную бациллу, да как можно поглубже». И бои над Днепром и Одером, на Сандомирском и Зависленском плацдармах. А за то задание наградили первым орденом Красного Знамени. Потом будет второй - «18 успешных боевых вылетов, уничтожение 18 танков и 37 транспортов противника»; «за 26 успешных боевых вылетов и умелое руководство в бою группами штурмовиков» - ордена Красной Звезды и Александра Невского; потом - Отечественной войны первой степени (представляли к ордену Суворова). «За время его командования эскадрилья произвела 375 успешных боевых вылетов без единой потери. В бою смел и решителен, чёткость подавае­мой команды по радио своим ведомым и настойчивость в бою создавали условия отличного выполнения поставленной боевой задачи командования».

В начале мая 1945-го представили уже к званию Героя Советского Союза: «Доказал свою преданность Родине. В трудных условиях противодействия зенитной артиллерии и истребителей противника гвардии майор Гришко своими меткими сокрушительными ударами с воздуха по вражеской технике и живой силе способствовал нашим наземным войскам успешно занимать укрепительные рубежи противника. <> 20 апреля 1945-го ведущий группы гвардии майор Гришко в составе 8 Ил-2 штурмовали железнодорожный эшелон противника на станции Герлиц-западная. Штурмовики внезапным скрытным подходом к цели двумя заходами, 4-мя атаками обработали цель и в результате действий уничтожили: до 12 вагонов, создан один мощный очаг пожара. 24 апреля 1945-го 16 Ил-2, ведущий гвардии майор Гришко двумя вылетами в район Целендорф уничтожили артиллерию противника. В результате смелой атаки штурмовиков уничтожено и повреждено до двух батарей с их расчётом и 10 автомашин. Группа потерь не имела». Кирилл Гришко так и не успел получить Золотую Звезду - посмертно получилась награда. Помним!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.