Евпаторийская «Звезда Полынь»

Уникальный музей Чернобыльской катастрофы не затерялся среди многочисленных достопримечательностей древнего города. Несмотря на камерную скромность.
В разных городах открыты скверы и установлены памятники, есть экспозиции, а евпаторийцы пошли дальше, и теперь в городе целый комплекс: сквер «Память героев Чернобыля», где установлен трогательный памятник жертвам катастрофы, который называют «Мальчик с журавлями», и находится здание, в котором располагается музей и офис городской организации «Память Чернобыля».
У истоков создания комплекса, посвящённого трагедии, всколыхнувшей весь мир, стоял Сергей Васильев, ныне его директор и председатель общественной организации «Память Чернобыля».
- Евпатория одна из первых откликнулась на эту беду, - рассказывает Сергей Николаевич. - Как только случилась авария на Чернобыльской АЭС, всех отдыхающих в наших санаториях по путёвкам отправили по домам, и стали принимать эвакуированных жителей пострадавших районов. В мае 1986 года Евпатория приняла 30000 детей, прибывших из зон радиоактивного загрязнения. 32 санатория города работали в режиме чрезвычайных ситуаций. Музей открыли в 2012 году. Конечно, при поддержке городской власти. Помогали «чернобыльцы». Посещение музея бесплатное. Кто может, опускает деньги в кружку для пожертвований. Сейчас уже собрано столько экспонатов, что хватит на два, а то и на три таких помещения.
И мы периодически меняем экспозицию.
- На какие экспонаты вы обращаете особое внимание во время экскурсии?
- Всё здесь представляет ценность. Среди новинок есть копии ранее засекреченных архивных документов. Интересом пользуются подлинники фотографий радиологической разведки, выполненные в первые дни аварии, личные вещи и фотографии ликвидаторов, дозиметры, респираторные маски, накопители радиоактивного излучения, индивидуальные пропуски на въезд в зону отчуждения, образцы костюмов химической защиты. Внимательно рассматривают занимающую центральную стену объёмную панораму с макетом 3-го и 4-го энергоблоков после взрыва, которую выполнил художник Иван Кудрявцев. Среди видеоматериалов и документальных лент - фильм песочной анимации Ксении Симоновой «Вечные слёзы».
- Наверное, особый наплыв посетителей 26 апреля, в день памяти жертв аварии?
- Да, и ещё 14 декабря - в День ликвидатора. За месяц до каждой из этих дат и ещё недели две после из всех школ приходят классы на экскурсии. Раньше, когда музея ещё не было, мы сами ходили по школам. И не только в эти дни, но и в течение года музей не пустует.
Регулярно приходят студенты медучилища, и не только на экскурсии, но и помогают поддерживать порядок в сквере. В сквере есть аллея памяти, которая постоянно пополняется деревьями. В прошлом году появилась рябинка, которую мы называем «поэтической»: её посадили участники литературного фестиваля «Евпаторийский трамвайчик», среди которых были не только крымчане, но и их коллеги из Макеевки, Запорожской области и Мелитополя. Дерево дружбы украсило аллею.
- Чаще посещают приезжие или евпаторийцы? Взрослые или дети?
- И те, и другие, о чём говорит книга отзывов. Школьники у нас постоянные посетители. Приходят, послушав их рассказы, родители. Отдыхающие заглядывают и с экскурсиями, и прогуливаясь по городу. Художественная школа проводила тематический конкурс рисунков, многие работали в музее и сквере, делая наброски. Работы восьми участников были отмечены на конкурсе в Москве, в котором участвовали дети из России, Украины и Белоруссии. Словом, интерес не затихает. Люди помнят о тех, кто пожертвовал жизнью, чтобы уменьшить последствия катастрофы.
Первое, что видишь, войдя в музей - цитата из Откровения Иоанна Богослова про звезду Полынь и репродукция иконы «Спас Чернобыльский». Список этой иконы находится в евпаторийском Свято-Николаевском соборе.
- Это единственная в мире икона, на которой изображены ныне живущие на земле люди, - поясняет Сергей Васильев. - В правом нижнем углу - символическое изображение ликвидаторов аварии, ещё не покинувших этот мир. В верхней части иконописец Троице-Сергиевой лавры Владислав Городецкий расположил фигуры Иисуса Христа, Богородицы и Архистратига Михаила, который ведёт Божию рать живых и мёртвых чернобыльцев. В нижней части иконы, на переднем плане чернобыльская сосна - образ, не придуманный человеком. Во время фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны каратели вешали советских патриотов на этом дереве. После войны из дерева и прилегающего места сделали мемориал, который действовал вплоть до аварии на ЧАЭС. Сосна стояла на одной линии с четвёртым аварийным блоком, в эпицентре сильного облучения от 100 до 1200 рентген в час, и погибла, но уничтожать её не стали, и мёртвая сосна простояла до 90-х годов. На горизонте, за очертаниями «Саркофага» - в зареве восхода летит звезда Полынь, библейский символ, олицетворяющий безмерную горечь суда Божьего над ослушниками: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая, подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде Полынь, и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
- Вы ведь неспроста занялись музейным делом?
- Оно стало для меня главным в жизни. В августе 1986 года занимался эвакуацией детей из заражённой зоны. Работал тогда в пионерском лагере «Юный ленинец». Сюда и привозили детей из Чернобыля и Припяти, потом запретная зона расширилась, ездил в Полесье, собирал детей по деревням. Тогда, кстати, и не думал, что я ликвидатор - командировка, как командировка. Помню, приехали в деревню, там стоит машина, из которой раздают продукты. А кругом яблоки огромные растут. Мы руки протянули: «Ой, какие яблоки!». Бабуля остановила: «Сынки, всё кругом заражено, есть ничего нельзя».
Время то не забудется никогда, и герои, павшие в мирное время от мирного атома, всегда с нами. Евпаторийский музей - конгломерат памяти нашей и грядущих поколений.