Хрупкая женщина с твёрдым характером

Светлана Минаева со стороны выглядит так, будто она актриса или писательница. Хрупкая женщина, красивые глаза, тихий голос. Но при более близком знакомстве понимаешь, что это человек, который способен горы свернуть. В первые же дни катастрофы после разлива мазута в Чёрном море она отправилась в Керчь. Зачем? Помогать. Потому что иначе было невозможно.
«Не было нормального электричества»
Светлана узнала о разливе нефтепродуктов в первый день катастрофы. Поняла, что это будет большое бедствие. Сначала читала новости, наблюдала за ситуацией. Внимание было приковано к Анапе, хотя появилось понимание, что проблема коснётся и Крыма. Она осознавала, что рано или поздно придётся решать вопросы с выбросами мазута и в Керчи. Посоветовавшись с мужем, Светлана твёрдо решила, что как только следы нефтепродуктов появятся в Керчи, то она поедет туда помогать. Вскоре так и случилось.
«Когда мы приехали в Керчь, то попали в штаб буквально в процессе его становления. Там не было нормального электричества в моечной, отсутствовали столы. Мы мыли буквально в тазу на коленках, на корточках сидели. Ничего не было оборудовано. О ветеринарах, которые бы работали круглосуточно, и речь не шла. Да и людей не хватало. Несколько приезжих помогали и всё. Поэтому мы сообща начали улучшать помещения, ставить столы, учить всех желающих мыть птиц и так далее. Спасибо волонтёрам из Анапы, которые приехали в Керчь, и всему нас обучили», - рассказывает Светлана.
Тогда её очень удивил тот факт, что в городе-герое мало волонтёров. Казалось бы, такая беда пришла, нужно сплотиться и начать помогать. Но и месяц назад, и сейчас ситуация в целом была плачевная. Люди не горят желанием ловить и мыть пернатых. Собирать мазут им не разрешают. Если в Севастополе активно привлекают волонтёров и оперативно убирают десятки километров пляжей, то в Керчи этим занимаются лишь сотрудники МЧС и администрации города. В итоге на части побережья до сих пор можно найти выбросы мазута, в том числе в Ленинском районе.
Светлана оперативно включилась в работу штаба. Достаточно быстро она стала руководить им в Керчи, тем более что огромную помощь ей оказал Алексей Горшков, координатор штабов Российского экологического общества в Республике Крым.
«Мы приехали в Керчь с мужем, а потом ещё и сына привлекли к помощи. Он выполнял задачи, к которым можно было допустить ребёнка от 16 лет. С нефтепродуктами не контактировал, но помогал выполнять различные работы в штабе. Так что родственники быстро стали моими помощниками», - говорит Светлана.
Что касается мытья птиц в целом, то это занятие нельзя назвать лёгким, акцентирует внимание наша собеседница. В первую очередь, нужно надевать средства индивидуальной защиты, обезопасить глаза, дыхательные пути. В таком обмундировании не всегда комфортно. Но без защиты делать на мойке нечего.
«Важна и стрессоустойчивость. Мыть птиц очень тяжело потому, что это живые организмы, которые страдают от общей интоксикации, от загрязнения нефтепродуктами. Часто они в очень плачевном состоянии, и нужно обладать стойким характером, чтобы не расплакаться, не принять близко к сердцу это всё. У людей, которые хотят мыть птиц, должна быть стабильная психика», - акцентирует внимание Светлана.
Задач хватает
Проработав несколько недель в Керчи, героиня нашего материала отправилась в родной Севастополь. Она решила помочь и тут. Ведь опыт уже был, так что можно было наладить все процессы на мойке птиц.
«Я до последнего надеялась, что Севастополя эта беда не коснётся. Всё-таки он значительно дальше и немного как бы в западную сторону направлен географически. Но как только узнала, что в Севастополе начали появляться нефтяные пятна, тут же согласовала свою поездку. На тот момент было очень много полезных знакомств с волонтёрами и профессионалами из Феодосии, Ялты, в целом Крыма. Я узнала, что открывается моечный пункт в Севастополе, поняла, что буду полезной и тут», - добавляет Светлана.
Какие-либо существенные трудности обошли стороной город-герой. Нужно было лишь быстро решить вопрос с экипировкой волонтёров. Также Светлана помогла ускорить процесс мойки как таковой. Чем меньше птицы проводят в стрессовом состоянии, тем больше шансов у них потом на успешную реабилитацию.
«Порадовало и то, что в Севастополе сразу был налажен хороший контакт с властями. Они прислушивались к тому, что им советовали, задавали вопросы. Кстати, хорошо, что мойку организовали на базе государственного ветеринарного центра», - отмечает волонтёр.
По её словам, в Севастополе радует отклик местных жителей. Многие тут же бросились помогать. Внушительная территория города-героя постоянно обследуется теми, кто ловит птиц. Хватает и желающих их мыть. Многие убирают мазут. Такая сплочённость людей позволяет верить в то, что с последствиями катастрофы можно справиться.