Когда ночью снятся мёртвые птицы...
Этот материал я буду писать от своего имени, корреспондента «Крымской правды». Чтобы ни один читатель и ни один чиновник не обвинили меня в том, что я - украинский диверсант или работаю на врага. Но враги уже отлично поработали - владельцы «Волгонефти»; капитаны; те, кто дал разрешение выйти с мазутом в шторм. Они - настоящие диверсанты, которых я бы точно расстреляла. И что удивительно. Ни один из них до сих пор ни разу не махнул лопатой с мазутом, не положил в чёрный мешок ни одну мёртвую птицу, не привёз на помывку едва живую чомгу. Где все эти люди? Где их подвиги во благо Чёрного моря?
Это вам показалось
Моё знакомство с выбросами мазута случилось в Севастополе, в парке Победы. Одна из самых популярных локаций у жителей города-героя и туристов летом. Я увидела, как море прибивает к берегу канат, сплошь покрытый мазутом. Замочила ноги, испортила свои обычные тканевые перчатки - вытащила из моря канат и бросила на гальку. Запах стоял сильнейший. Позвонила в ЕДДС в Севастополе. Именно эта служба принимает звонки о пострадавших птицах, мёртвых птицах, выбросах мазута и так далее. Моё заявление приняли. Через три часа мне позвонили и сказали примерно следующее: «У нас мало людей, может, вы сами этот мазутный канат возьмёте и утилизируете?». Без средств защиты, без понимания, куда его упаковывать, куда везти - конечно! Почему бы нет!
Забегая вперёд, скажу, что до сих пор, спустя несколько дней после выбросов в Севастополе, в городе федерального значения больше вопросов, чем ответов. В первый день сильного выброса нефти на пляже посёлка Орловка люди убирали мазут без средств защиты. Хорошо хоть перчатки были у некоторых... То есть, никто в городе не догадывался, что мазут доплывёт до Севастополя? Видимо, раз город-герой - отдельный субъект, то там своё отдельное море, свои отдельные пляжи и ещё там какие-то особые люди, которым не надо пользоваться средствами индивидуальной защиты.
К слову, я общалась с несколькими жителями посёлка Андреевка. Здесь также 4 января появились первые, довольно существенные выбросы мазута. Местные жители, с детьми в том числе, отправились сами убирать берег. Везде сообщили о пятнах мазута, но… только к вечеру появился важный мужчина из МЧС. Совершенно случайно в этот же момент в Андреевке оказались журналисты. Они записали слова господина из МЧС о том, что всё под контролем. Правда, несколько часов до этого обычные люди без средств защиты со своими же лопатами сгребали мазут. Им никто не помогал. Им никто не выдал экипировку. Блестящая забота о своих избирателях в городе-герое Севастополе! А губернатор тем временем пишет: «Любую кризисную ситуацию всегда сопровождает информационная война со множеством фейков и вбросов. ЦИПсО активно работает и сейчас».
Мы сохранили несколько снимков волонтёров в пункте помывки птиц, чтобы и нас не причислили к диверсантам. А губернатору стоит один день поработать с такими средствами защиты, помыть птиц, которые в том числе умирают на руках. Это не полезно для здоровья, но точно полезно для понимания масштаба трагедии.
Мёртвые тоже нужны
5 января я поехала в Керчь. И не пожалела ни минуты об этом решении. Здесь я увидела, как могут оперативно создать волонтёрский штаб, наладить его работу. Более того, администрация Керчи не занималась самопиаром и рассказами о том, как всё у нас под контролем, а предпринимала хоть какие-то шаги навстречу волонтёрам. Например, их начали кормить горячими обедами. Хотя бы поинтересовались, какую помощь нужно оказать, пообещали сотрудничать.
На следующий день после приезда я стала волонтёром, пусть всего на полтора дня. Поскольку мыть птиц я не умею, вызвалась обследовать берег на предмет наличия мазута. Мне предложили взять чёрные пакеты и перчатки, чтобы собирать мёртвых птиц. Оказалось, что это тоже важно. Во-первых, так ведётся учёт погибших. Согласно данным из двух штабов, Керчи и Феодосии, на конец первой недели января было зафиксировано около 400 мёртвых птиц. Это примерно за 8-9 дней работы штабов. Данные по другим штабам оперативно получить не удалось. Можно лишь представить, сколько птиц уже погибло на побережье Крыма всего за неделю… Ведь нет информации от Ялты, Алушты, Судака, Евпатории, Севастополя. Счёт может приближаться к тысяче мёртвых пернатых. И это только официально.
На заметку
Крымчане могут помочь волонтёрским штабам и заказать на маркетплейсах то, в чём всегда есть необходимость. Это картофельный крахмал, средство «Чистик Экстрим», ватные палочки чистить клювики, ватные диски, одноразовые пелёнки, перчатки до локтя, фильтры противогазовые (РПГ-67) к полумаске изолирующие «Исток-300/400», защитные костюмы больших и средних размеров, бумажные полотенца, влажные салфетки, защитные очки, резиновые сапоги, сачки. Для Феодосии пункт выдачи по адресу: улица Геологическая, 2Б, связь с Анной +7 978 651 34 18. Керчь - пункт выдачи на Кирова, 163, о заказе можно сообщить дежурному штаба +7 979 036 68 59.
Это Максим, обычный парень из Воронежа, который приехал в Керчь спасать птиц. Фото автора.
Первая чомга
Мёртвые птицы и мазут. Вот что ждало меня на побережье около села Яковенково. До заповедных территорий мыса Опук недалеко. Нельзя исключать, что гибнут и краснокнижные птицы. Некоторые пернатые попадались мне полностью в мазуте. Просто огромный кусок мазута в форме птицы. Как они погибали - думать не хочется…
Собрав с десяток птиц на побережье Яковенково, я решила проехать до посёлка Заветного. Здесь мне повезло - я увидела живую птицу, похожую на чомгу. Как их ловить - никто не учил. К счастью, я уже успела познакомиться с девушкой по имени Яра, которая успешно ловила пернатых. Она дала короткую, но максимально информативную инструкцию. Вооружившись сачком, коробкой с дырками и перчатками, я пошла пытаться ловить птицу. И мне это удалось. Теперь оставалось доставить её в штаб.
Штаб в Керчи - это несколько помещений, каждое из которых служит определённой цели. Любая птица, поступившая сюда, считается живой, если попала в лазарет. Но до него пернатых обитателей Крыма ещё нужно отмыть от мазута. Делают это в несколько этапов: обильно накрахмаливают, потом отмывают моющим средством для посуды, а затем чистят лапки особым веществом, которое отлично удаляет мазут. Но и это не всё. Прежде чем птицу начнут «крахмалить», ей нужно почистить клюв от мазута. Делают это обычными ватными палочками, их уходит до 10 штук на одну птицу. Всем, кто считает, что мазут не опасен, так и хочется предложить прополоскать им рот, чтобы почувствовать себя такими птицами…
- Волонтёры работают у нас и до 2-3 часов ночи, бывало, что и до утра. Ловцы птиц часто работают поздно вечером - птицы тогда более спокойные, их проще поймать. Потом нужно довезти коробки в штаб. Затем мойка. Так и получается, что трудиться надо до поздней ночи, - поясняет Светлана, руководитель штаба. На момент выхода материала она передала свои полномочия другому волонтёру, а сама отправилась настраивать работу штаба в Севастополе.
Рано утром в штабе снова появляются люди. Нужно продезинфицировать маски и очки, сделать уборку, подготовить всё для мойки. Это кропотливый труд. Кроме того, на ночь в штабе остаются дежурные. Они следят за состоянием птиц. И это тоже обычные люди, как мы с вами. Они не идут домой, не ложатся спать, а пытаются спасти птиц в Крыму.
Это надолго
Волонтёры в штабе нужны каждый день. В первую половину дня около 10 человек - подготовить столы, клетки и коробки для птиц. Пять человек - на «птичник», им нужно будет убирать клетки и кормить подопечных, а также носить их в ёмкости для плавания. Если спасённые птицы не будут в воде хоть иногда, они быстро умрут. Процент выживаемости существенно выше там, где пернатых опускают в воду.
Вечер - самая горячая пора в штабе. Нужно около 20 человек. Часть отправляется ловить птиц, другие моют их, также нужны волонтёры на своих автомобилях, чтобы после 19-20 часов, когда автобусы почти исчезают из этих краёв, отвозить людей по домам.
- Последнюю неделю мы спим примерно с 3 ночи до 8 утра, и это ещё очень хорошо! Было хуже. Вот человеческий ресурс тяжелее всего восполнять. Нам важно, чтобы волонтёры отдыхали, поэтому нужны люди, - добавляет Светлана.
При этом просто так заявиться на пороге и сказать, что я хочу помогать, нельзя. Нужно связаться с руководством штаба, рассказать о том, чем можете быть полезны, и потом уже прийти, когда скажут.
- Пока были праздники, люди были активны - они не работали. Мазут ещё долго будет проблемой для всего Крыма. Хорошо, если бы руководители предприятий находили возможность отпускать часть персонала на выполнение различных задач, - поясняет глава штаба в Феодосии Наталья Мартынец. - Тогда люди могли бы и семьи кормить, и были бы полезны обществу. Желающих много, но мы переживаем, что как только начнётся полноценная рабочая неделя - всё встанет.
А помогать придётся ещё долго… Часть мазута могла опуститься на дно, но как только потеплеет, она снова окажется на поверхности. И это тоже будет ещё не конец…
- Практически нейтральная плавучесть, благодаря которой мазут может «путешествовать» как по поверхности воды, так и в водной толще, высокая вязкость и высокая температура текучести, приводящая к тому, что мазут плавает в море не в виде поверхностных плёнок, а в виде комков, практически не подверженных деструкции. Это приводит к тому, что этот вид загрязнения может находиться в морской среде в течение длительного времени, возможно годами, - считает эколог Георгий Каваносян.
Но есть и альтернативное мнение. Мол, зачем сейчас что-то делать, мазут сам рассосётся и вообще вы зря тратите столько времени и сил на очистку берега, спасение птиц.
- Природа спасёт себя, как уже бывало тысячи раз, независимо от наличия нас. Мы ходим по дну океана, которому 160-200 млн. лет, строим дома из миллиардов мёртвых моллюсков, но думаем, что полоска мазута, нефти толщиной в половину сантиметра, которую раскидать может на тысячи километров побережья, обрушит всю экосистему Чёрного моря. Давайте мыслить позитивно, - считает один из жителей Коктебеля.
Есть ещё одно мнение. Мол, мазут, конечно, проблема, но говорить об этом не надо. Тихо убрать всё, спокойно замять эту историю и забыть о ней. Непонятно только одно - кто тогда будет убирать, лечить птиц, спасать их? Многочисленные чиновники полуострова и работники коммунальных служб? Пример Анапы показал, что без волонтёров с такой бедой не справиться. Кроме того, «замять» - это значит, что у владельцев танкеров будут развязаны руки. Кто им помешает снова отправить танкеры, перегруженные мазутом, в море в шторм? Никто.
Важно
Если вы обнаружили мёртвую или живую, но испачканную птицу, хотите сообщить о пятнах мазута - звоните 112. Позже мы дадим также контакты волонтёров всех штабов полуострова, расскажем о работе в других городах.