«Торжество города»

7 Август 2024 2375
История городского трамвая 1914-го, вагоновожатые Степан Канцибер и Мария Литвиненко.
История городского трамвая 1914-го, вагоновожатые Степан Канцибер и Мария Литвиненко. Фото автора.

«Сегодня - не обычно. Сегодня - праздник, радость, торжество. Маленький скромный праздник - пуск трамвая». Эти строки 100 лет назад, 13 марта 1924-го, написал наш коллега Илья Зиг (Зигов) из «Красного Крыма» (так с 1920-го по 1952-й называлась «Крымская правда»). И рассказ: о торжественном митинге, о словах директора электростанции П. Д. Твердунова (увы, имя-отчество не узнали, портрет его карандашный, работы, скорее всего, Василия Акулова, нашего завотделом иллюстраций); о трёх свежевыкрашенных и отремонтированных трамвайных вагонах, первыми пассажирами которых стали «оркестр, приглашённые и красноармейцы» (подшефные электростанции); о том, сколько потом желающих было «покататься за пятачок» (стоимость билета 5 рублей) и как «полным ходом мчим по Вокзальной площади мимо строящегося народного бульвара» (ныне бульвар Ленина).

«Прокатали» зернистую

 В 1924-м возродить элект­ростанцию в городе, лишь без малого четыре года назад выстоявшем в Гражданской войне, помогли моряки-черноморцы, что привезли два списанных дизеля с кораблей, а над возрождением трамвайного движения работали многие симферопольцы - трамвай был символом мирной жизни. А десятью годами ранее, в 1914-м, когда вообще появился этот транспорт в Симферополе, собранные от продажи билетов деньги шли в помощь семьям мобилизованных на начавшуюся 19 июля (по старому стилю, 1 августа - по новому) Первую мировую вой­ну - в тот день Германская империя объявила войну Российской. Запуск трамвайного движения в столице Тавричес­кой губернии произошёл чуть позже, 31 июля (13 августа, по новому стилю).

Создатель музея истории развития электротранспорта «Крымтроллейбуса» Георгий Михайлович Славный рассказывал нам, как утром того дня в здании центральной станции Бельгийского анонимного общества симферопольских электрических трамваев и освещения (создано в 1911-м, когда городская дума заключила договор с бельгийцами на обустройство трамвайного движения) прошла церемония освящения запуска движения, а вечером в Дворянском собрании директор-распорядитель общества Эдуард Бернер-Борман давал приём, на котором приглашённых угощали «лимонадом и закусками, бульоном с пирожками, дичью разной, паровой осетриной, мороженым, чаем и кофе». Первые два вагона, моторный и открытый прицепной прошли по Пушкинской, первыми пассажирами также были участники торжест­венного собрания, а народ вначале с опаской глядел на диковинку на рельсах посреди улицы, но потом от желающих прокатиться не было отбоя. Билет в один конец стоил 10 (позже - 3) копеек (тогда столько платили за килограмм гречки), а прокатали горожане в первый день стоимость почти 50 килограммов зернистой икры (она по 12 рублей была, а трамвайных билетов куплено на 590 рублей). Кто-то проезжал лишь остановку, кто-то даже просто садился и тут же выходил, взяв билет на память, да и доброе дело сделав - весь сбор «в пользу учащихся начальных школ и семей солдат, мобилизованных на Мировую войну».

Портрет П. Д. Твердунова в «Красном Крыму» и коллектив трамвайного депо 1924 года. Фото автора.

 


И женское дело

Вагоновожатому вначале приходилось стоять всю дорогу, управляя движением, - вращающиеся табуретки придумали для них позже, а на работу и вагоновожатыми, и кондукторами вначале брали исключительно мужчин (одним из первых был Степан Иванович Канцибер, чьё фото теперь в музее) - электричество и дорога тогда для женщин допускались только как для пассажиров. Лишь через год, в 1915-м, женщины стали работать кондукторами в трамвае - мужчины были мобилизованы на фронт. И спустя тридцать лет, уже после Великой Оте­чественной, кондукторами и вагоновожатыми в Симферополе были в основном женщины - не хватало мужчин после очередной войны с Германией. Трамвайное движение тогда в городе возродили к 1 мая 1945-го. Фашисты во время оккупации разграбили всё, даже провода демонтировали и вывезли, а по рельсам пус­кали открытый вагон, впрягая в него узников концлагеря «Красный». Но город, страна выстояли, победили, возродили жизнь, в том числе и трамвайную. И 9 марта 1955-го уже в «Крымской правде» наш коллега Сергей Шантырь рассказывал о женщинах - хозяйках трамваев, в том числе о первой в городской истории вагоновожатой - Марии Николаевне Литвиненко. Теперь и её порт­рет на стенде музея - поклон из почти столетия, 1915 года. «Пассажиры трамвая, курсирующего по маршруту вокзал - улица Нижне-Госпитальная в Симферополе, хорошо знают пожилую невысокую женщину-кондуктора. Она не спеша движется по вагону, негромким голосом объявляет остановки. Это - старейший кондуктор симферопольского трамвая Елена Густавовна Пароль. Через три месяца исполнится сорок лет, как она впервые вошла в вагон и с тех пор неутомимо трудится на своём скромном посту. Трудовая книжка Елены Густавовны Пароль свидетельствует о её многолетней безупречной и честной работе. Двадцать благодарностей, поощрений и награждений отмечено на её страницах. Одна из первых записей гласит: «В день окончания первой пятилетки премировать Е. Г. Пароль за добросовестное отношение к работе похвальной грамотой и деньгами». Свою двадцать первую благодарность 76-летняя труженица получила вчера, в Международный женский день. А в один год с Е. Г. Пароль начали работать на симферопольском трамвае Мария Николаевна Литвиненко и Мелания Степановна Лущенко. Они были раньше вагоновожатыми, а сейчас - диспетчеры контрольной станции. Дико слышать, что было время, когда женщине не разрешалось водить трамвай. «А мы испытали на себе этот дикий закон, - рассказывает Мария Николаевна Литвиненко. - Первый год после пуска в Симферополе трамвая его обслуживали исключительно мужчины.

 В 1915 году, когда я поступила в бельгийское трамвайное акционерное общество, один водитель втихомолку начал меня учить. Доведу я, бывало, вагон от нынешней улицы Будённого до тупика и отдаю ручку водителю. Но вот, научившись управлять, повела вагон сама. И тут случилась история: богачи-пассажиры испугались, что вагон ведёт женщина, заявили об этом директору акционерного общества. Вызвали нас обоих и лишили жалования. Но меня спасло то, что в ту пору трудно было взять на работу мужчину: шла война. Директор общества симферопольских электрических трамваев Эдуард Бернар-Борман устроил мне строжайший экзамен, сдала на отлично. Так что если Елена Густавовна Пароль - первая женщина-кондуктор, то меня можете считать первой женщиной-водителем симферопольского трамвая». Канули в прошлое те времена. Труд женщин высоко ценится в нашей стране. Добросовестная работа Марии Николаевны Литвиненко отмечена восемнадцатью, а Мелании Степановны Лущенко - девятнадцатью премиями и благодарностями. На Доску почёта занесены имена кондуктора первого класса Антонины Васильевны Луценко, работаю­щей в управлении трамвая с 1931 года, и вагоновожатой Анны Тихоновны Беловой, ставшей водителем более двадцати лет назад. Обе женщины имеют похвальные грамоты Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Вместе со старшим поколением успешно трудится на транспорте и молодёжь. Уже 17 поощрений заслужила водитель первого класса Мария Даниловна Петрова. Трудящиеся нашего города вторично избрали её депутатом Крымского областного Совета. Депутатом городского Совета избрана одна из самых молодых женщин-водителей - Мария Ивановна Шахторина. К слову сказать, сейчас все водители симферопольского трамвая (а их 106 человек) - женщины».

Уже нет, увы, тех первых кондукторов и водителей, и когда-то молодые трамвайщики стали много старше, и не слышен уже весёлый перезвон аккуратных красных вагончиков на городских улицах - более полувека как они исчезли, с 30 ноября 1970-го… И только в музее электротранспорта можно прикоснуться к вагончику «тройки», представив, что «мчится» она по городу к Бетлинговской (улица Калинина), а рядом - на стенде сумочка кондуктора, билеты по три копейки, фотографии… Память былого «торжества города».

Наталья БОЯРИНЦЕВА.