Анатолий Домбровский. Рождённый в красоте обрёл бессмертие

Наш земляк, большой русский писатель часто повторял высказывание греческого философа Платона о тех, чья личность останется в истории навсегда. Сегодня мы можем отнести эти слова с полным на то основанием к нашему земляку, рождённому в степном крымском селе 90 лет назад, философу по образованию, писателю по призванию. Эти две ипостаси сошлись в его душевном складе.
Как и его античный предшественник, Анатолий Иванович рассматривал красоту как величайшее благо. И беззаветно служил ей, дарил людям то, перед чем преклонялся.
Теперь мы преклоняемся перед ним, восхищаясь и произведениями писателя-философа, и его личностью. Самобытный писатель, создатель, и на протяжении многих лет председатель Союза русских, украинских и белорусских писателей, создатель и главный редактор литературно-художественного журнала «Брега Тавриды», почётный академик Крымской академии наук, трижды лауреат премии Крыма, заслуженный деятель искусств республики, лауреат престижных литературных премий, кавалер ордена «Знак Почёта», почётный гражданин РК, он обретал бессмертие в красивых трудах праведных. Уже двадцать три года он физически не с нами, но его духовное присутствие ощущают и те, кому посчастливилось общаться с этим безупречно светлым, добрым, мудрым человеком, и те, кто постигает эту значительную личность только по его многочисленным книгам.
Встречи с таким человеком не могут стереться из памяти. В воспоминаниях жив образ обаятельного человека энциклопедических знаний, просто и понятно излагающего глубоко философские мысли. Одна из наших бесед, коих было немало, легла в основу интервью, названного его словами: «Задача искусства - помочь человеку устоять в добром своём качестве». Этой задаче служат все его романы, повести и рассказы. Ей он, рыцарь литературы, искусства, культуры, посвятил и свою жизнь.
Красота, окружавшая его с рождения в селе Караит Раздольненского района, это и природа за окном скромного дома, и книги - прекрасная домашняя библиотека, собранная родителями.
Став студентом философского факультета Ленинградского университета, увлечённо изучал не только философские трактаты, но и книги по астрономии, психологии, этике, истории. Ему всё было интересно. К писательству пришёл через журналистику, и был благодарен профессии, которая помогла, по его словам, овладеть стилистическими изысками, разными жанрами, а главное - искусством смотреть на жизнь. Наступил момент, когда захотелось писать не по заданию, а по порыву души. И родилась романтически-трагическая повесть о годах оккупации в Крыму «Голубая тень белого камня», сразу же получившая не только признание читателей, но и всесоюзную литературную премию «За лучшую книгу для детей и юношества». Известный советский писатель, редактор журнала «Дружба народов» Сергей Смирнов назвал её совершенной и дал автору рекомендацию в Союз писателей. Вскоре из-под пера начинающего литератора вышла трилогия о людях крымской деревни «Вернись и вспомни», «Птичьи ветры», «Философы». В героях многие его односельчане узнавали себя.
Он сумел обрести подлинную внутреннюю свободу и помогал сделать это другим. В Крыму его заботило многое, но особенно остро воспринимал он в начале девяностых годов прошлого века то, что русские перестают быть тем этносом, из которого вышли. С горечью говорил: «Нас заставляют войти в другую культуру, другой этнос, оторвать от нашей исконной культуры. То же самое происходит и с другими народами, оказавшимися в чужих этнических структурах».
Чтобы противостоять разделению людей, он задумал журнал, когда почувствовал близящуюся катастрофу - развал Советского Союза, а значит, и Союза писателей. Его идеей было объединить русских, белорусских и украинских писателей. И родились «Брега Тавриды». А печатались в нём не только представители славянских народов, но и караимы, крымские татары, немцы, греки. Журнал помогал ему растить молодую поросль, а делал он это бережно и умело. Он добился крымчанам льгот при поступлении в Московский литературный институт. Потому что его не просто знали в столице России, а уважали и ценили. В Москве выходили его книги, среди которых - цикл романов о философах и общественных деятелях Древней Греции: «Тригонометрия Демокрита», «Великий Стагирит», «Сад Эпикура», «Соратники», «Чёрный плащ для Перикла», «Жрец Агоры». Они сразу же стали библиографической редкостью, несмотря на немалый даже по тем временам тираж в десять-двенадцать тысяч экземпляров.
Произведения Анатолия Домбровского подкупают живыми характерами, проявляющими себя в русле реалий времени. И, конечно, увлекательностью сюжетов, тонкостью точных диалогов. Он умел точно выдерживать равновесие между фактами и вымыслом, опираясь на логику истории и логику характеров. Философия - сложный круг проблем, доступный не каждому, и писатель рассчитывал не только на круг образованных людей, но и образовывал своими книгами.
Как-то мы заговорили с ним о бессмертии. И Домбровский сказал: «Если есть бессмертие, то сохраняются только те души, которые хоть что-то знают об этом мире. Мы для того посланы сюда, чтобы изучать этот мир и подпитывать высший разум. Я считаю, не надо внушать людям никаких других высоких целей. Философы всё время хотели решить главную задачу, которая заключалась в том, чтобы приобрести бессмертие. Никто прорыва не совершил, но задачу ставил. И эта задача может быть решена только путём знаний. Информация делает человека любознательным и любвеобильным по отношению к миру и к себе. Поэтому я пишу о философах, политиках, художниках, учёных. Они с разных сторон пытались познать мир. Мне интересен этот круг людей. Хотя у меня и о сельских жителях есть книги. Об интеллигенции есть. О крестьянстве. Но учёные - это моя стихия».
Он и сам был не только писателем, но и учёным, изучающим жизнь и познающим наработанное веками философами разных стран. А премудрые учёные отмечали в творчестве Домбровского органичный сплав философских раздумий, глубокого знания культуры, истории, мифологии и художественные достоинства. И называли его писателем с философским складом ума и философом, наделённым редким даром образного, ассоциативного мышления. Подлинным кудесником слова, понимающим его небывалую силу, завораживающим читателей магией своего слова и неповторимого стиля.
Платоновское - «рождённые в красоте обретают бессмертие» - это и о нём, наделённом природой внешней красотой, достигшем красоты внутренней. Заслужившего признание при жизни помнят, его чтят. Традиционными стали республиканские Домбровские чтения. Его имя присвоено Центральной библиотеке Раздольненского района. На симферопольском доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Издано собрание сочинений писателя-философа в восьми томах. Благодаря соратнице писателя Галине Домбровской вышел библиографический справочник «Сладкая каторга». Не теряем надежды, что в центре крымской столицы на месте закладного камня будет-таки установлен памятник нашему знаменитому, заслуженному земляку. Без него мы все в долгу у беззаветно любившего Крым, прославившего его на весь мир и на века Человека.