Гости в законе

5 Декабрь 2023 1499
Максимальное количество гостевых домов в России концентрируется в Крыму и Краснодарском крае.
Максимальное количество гостевых домов в России концентрируется в Крыму и Краснодарском крае. Фото Анны Кадниковой.

Федеральные власти всё-таки намерены вывести «из тени» деятельность гостевых домов. Таких средств размещения в Крыму, Севастополе и Краснодарском крае очень много. Например, в республике отдыхающих ежегодно принимают около 9 тыс. гостевых домов общей вместимостью почти 70 тыс. номеров. На сегодняшний день деятельность таких объектов никак не регулируется. О необходимости узаконить работу гостевых домов начали говорить давно, но только сейчас Госдума приняла в первом чтении законопроект об эксперименте по их легализации. Правда, вопросов к документу пока так много, что кажется, его придётся писать заново.

«Серые» номера

По данным Госдумы, россиянам во время путешествий по стране не хватает средств размещения. Особенно трудно отдыхающим, которые отправляются в поездку всей семьёй. Поэтому вариант просто запретить гостевые дома, которые как понятие сейчас вообще не отражены в законодательстве РФ, не рассматривался. Однако их легализация необходима: нерегулируемая деятельность таких средств размещения сказывается на уровне сервиса и создаёт правовую неопределённость в плане предъявляемых к таким объектам требований. В связи с этим Госдума одобрила законопроект, который позволит защитить интересы туристов, сделать рынок гостиничных услуг более прозрачным и управляемым, а также поддержать добросовестную конкуренцию.

Сейчас в большинстве случаев работа гостевых домов находится в «серой зоне»: расчёт, как правило, происходит наличными или через банковский перевод, туристу не пробивают кассовый чек, а значит, в случае нарушения его потребительских прав, гость даже не сможет доказать факт своего проживания в доме. Кроме того, государство недополучает налоги от такой предпринимательской деятельности. 

- Введение гостевых домов в легальный оборот даст более чем ощутимый экономический эффект и позволит предпринимателям претендовать на меры поддержки, работать с туроператорами, давать о себе информацию и рекламу, - комментирует вице-премьер РК - министр финансов Ирина Кивико.

Как отмечают в Министерстве курортов и туризма РК, гостевые дома - это огромный пласт готового номерного фонда, которому просто нужно дать возможность легально работать при соблюдении выполнимых норм и требований безопасности. Законодательная новелла преду-
сматривает проведение эксперимента по легализации в период с 1 апреля 2024-го по 31 декабря 2026 года. Он будет проходить в трёх субъектах: в Крыму, Севастополе и Краснодарском крае.

В чём суть?

Согласно законопроекту для легализации деятельности гостевые дома должны будут войти в спецреестр и получить уникальный номер. Рекламу гостевого дома без указания регистрового номера запретят. Чтобы попасть в реестр, средство размещения должно соответствовать ряду требований. Так, общая площадь гостевого дома должна быть не более 1 тыс. квадратных метров, а количество номеров - не более 15. Гостевой дом должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт, размещаться на земельном участке с видом разрешённого использования для индивидуального жилищного строительства. При этом гостевой дом должен быть классифицирован и соответствовать категории «без звёзд». Все эти нормы пока прошли лишь первое чтение. Дата второго чтения ещё не определена, в течение 30 дней в проект могут быть внесены поправки. Однако эксперты от индустрии гостеприимства считают, что нынешнюю версию надо переписывать - в финале законопроект будет неэффективным.

- В нём есть моменты, которые мы активно обсуждаем и вносим свои правки. Одобрение в первом чтении не значит, что документ пройдёт в таком виде, - говорит директор ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная. - В частности, в законопроекте речь идёт только о гостевых домах, расположенных на земле ИЖС. Но в Крыму многие такие объекты построены на землях садовых некоммер-
ческих товариществ. Законопроект предусматривает, что в гостевых домах должно быть не более 15 номеров. Необходимо увеличить количество до 25-30.

По мнению специалистов, если текст законопроекта не изменится, возможностью легализовать свою деятельность воспользуются не более 5% гостевых домов. Это те собственники, которым новый закон напомнит, что они работают «в серую», и даст доступный инструмент это исправить. Но абсолютному большинству вступление в реестр будет неинтересно, поскольку повлечёт за собой больше сложностей, чем преимуществ.

- Непонятно, что является целью эксперимента, - отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России по внутреннему туризму Сергей Ромашкин. - В законопроекте не прописана масса деталей, многие требования являются чрезмерными для гостевых домов. Самое главное, что норматив фактически не даёт какой-либо мотивации владельцам таких средств размещения выходить «из тени». Здесь нет «пряника», а в качестве «кнута» используется лишь мера о невозможности размещать рекламу на интернет-ресурсах.

Работа над ошибками

Одной из главных ошибок законопроекта все эксперты называют фактическое приравнивание гостевого дома к гостинице: в документе говорится о необходимости пройти классификацию, войти в единый перечень. Однако абсолютное большинство гостевых домов строилось как жилые помещения. А это значит, что они изначально могут не пройти по многим требованиям для классифицированных гостиниц: нет соответствия по площади номеров, требованиям пожарной безопасности и так далее.

- Законопроект предлагает оказывать гостиничные услуги в жилых домах, хотя совсем недавно федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ прямо запретил это делать, - констатирует руководитель представительства Гостинично-туристской ассоциации в Крыму Валентина Марнопольская. - Такое несоответствие говорит о том, что при подготовке текста просто не было проведено никакого анализа этой темы. Мы однозначно поддерживаем создание реестра гостевых домов. И этого достаточно. А классификация на данном этапе - это лишние препоны и затраты для собственников.

Ещё одно важное упущение - в законе, как уже упоминалось выше, фактически не прописаны санкции за работу гостевых домов без включения в реестр. По мнению экспертов, в теперешней редакции законопроект интересен прежде всего владельцам гостевых домов, которые были построены с нарушениями Жилищного кодекса. Эти здания де-юре - дома ИЖС, а де-факто - гостиницы. В них фактически оказываются гостиничные услуги, они позиционируются и рекламируются в качестве отелей, находясь при этом в более привилегированном положении при статусе ИЖС. Им не приходится исполнять нормы, регулирующие деятельность гостиниц, в том числе в сфере безопасности и защиты прав потребителей. Собственники таких средств размещения оплачивают коммунальные услуги по более низкому тарифу для населения, платят минимальные налоги (если платят вообще) - в основном только за недвижимость и землю. Именно они хотят оказывать гостиничные услуги и при этом пользоваться льготами и пониженными тарифами ИЖС.

- По нашему мнению, схема должна быть такая: собственник информирует местную администрацию о том, что он планирует работать как гостевой дом. Администрация эти сведения обрабатывает и вносит их в реестр, который ведёт орган власти в сфере туризма субъекта федерации, - резюмирует Валентина Марнопольская. - Затем все сведения формируются в единый федеральный реестр. Тогда все органы в области туризма будут знать, кто работает на их территории.

Елена ЮМАНОВА.