Посиделки

«…То спасён человек на всю жизнь…»

16 Ноябрь 2023 217
Алёша Карамазов. Иллюстрация Ильи Глазунова к «Братьям Карамазовым». Фоторепродукция Владимира Петрова.
Алёша Карамазов. Иллюстрация Ильи Глазунова к «Братьям Карамазовым». Фоторепродукция Владимира Петрова.

201 год назад родился русский писатель, имя которого сегодня знает весь мир - Фёдор Михайлович Достоевский.

Недавно одна телевизионная барышня, долго и довольно нудно рассуждавшая на разные темы, коснулась под конец собственных книжных пристрастий. Заявив, что «Братьев Карамазовых» на досуге перечитывает «под настроение». Я в кресле аж подпрыгнула! Так хотелось барышне прямо в хорошенькое личико, во весь голос, подобно классику театра, воскликнуть «Не верю!», не музычка ведь какая… Но чего зря эмоциями разбрасываться - не услышит.

Однако, отвлекшись от голубого экрана, попыталась я вспомнить, а когда сама что-то из сочинений Фёдора Михайловича в последний раз с полки брала? Вот когда с писателем познакомилась, помню. Лет 12-13 было, когда «Неточку Незванову» прочесть мне кто-то посоветовал. Библиотекарь спросила, когда книгу возвращала, как-то по-особенному, пытливо: «Ну и как тебе?». «Понравилось», ответила. И не соврала: очень понравилось! Хотя больше за сюжетом следила - как там дальше события разворачиваться будут? Необычные довольно события, каких никогда раньше в прочитанных уже книжках не встречала. Да всё у нового для меня писателя было необычным и не совсем мне в ту пору понятным. И всё равно - интересным! Но вот как это объяснить? Не было у меня тогда слов.

Самый большой и последний роман Ф. М. «Братья Карамазовы» открыла уже в студенческие годы. Тогда мне несказанно повезло: посмотрела «Брата Алёшу» Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной. В Москву приехала меня навестить мама, вообще-то не завзятая театралка. Ей бы отдохнуть, комедию какую посмотреть, а я повела на Достоевского. Возвращались молча, потрясённые. Мама нарушила молчание: «Спасибо, Таня! Как ты угадала: мне ЭТО и надо». 

Недавно прочла, как посмотрев «Брата Алёшу», Сергей Фёдорович Бондарчук воскликнул: «Спектакль потрясающий! Но, братцы, нельзя же так: воткнуть нож и держать. Дайте зрителям выдохнуть». 

 Похожую реакцию на Достоевского со сцены мне довелось наблюдать, когда через много-много лет я повела одного своего друга на «Кроткую» - спектакль севастопольского молодёжного театра, где в ту пору занимала должность завлита. Надо сказать, что раньше Дима трудился в газете, но переехав в США, стал православным священником. Изредка бывает в Севастополе - навещает родственника. Так вот, после спектакля он вряд ли даже несколько слов обронил и таблетку под язык сунул, украдкой - думал, я не замечу. А после, почти через месяц, прислал письмо. Нет, это был не разбор спектакля, не рецензия, не размышления о Достоевском и его повести, а мысли о жизни, о самом себе, о чувствах, которые, благодаря увиденному, в нём всколыхнулись... Пространное письмо. Но я его целиком поместила на нашем теат-
ральном сайте, среди других откликов на «Кроткую».

А откликов зрителей было множество. Запомнился мне особо ещё один. После премьеры мне передали записку, которая начиналась стихами
«О, как убийственно мы любим!». И ведь лучше, чем словами Тютчева, пожалуй, не скажешь - спектакль именно об этом.

Нет, не под настроение Достоевского перечитываешь. А когда силы душевные в себе находишь, своего рода отвагу, чтобы вновь в его мир погрузиться. Я ведь помню то испытанное в юности ощущение от его книг: мучительного наслаждения. Обо всём забывала, когда читала, о себе забывала - и к себе же и приходила… К той, которой не знала раньше. Он меня для себя самой и открывал.

В «Братьях Карамазовых» есть у меня любимая цитата - в самом конце романа слова Алёши, с которыми он к мальчикам, друзьям покойного Илюши Снегирёва обратился: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

Давно истрепалась заветная тетрадка с цитатами «великих», которую завела на заре туманной юности. Но только сейчас, пожалуй, как никогда прежде, доходит до меня вся мудрость слов об этих спасительных воспоминаниях. Как же Вы правы, Фёдор Михайлович!

Татьяна КУДРЯКОВА.

 

Уроки православия

За вратами алтаря

Женщинам в эту святая святых храма вход строго запрещён. Почему так? И что же там находится? 

Анна Д.

Саки.

Вход в алтарь закрыт не только для женщин, но и для всех мирян. Это святое место, где Господь совершает чудо претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. Просто так зайти туда не имеет права никто. В алтарь заходят для несения послушания по приготовлению службы, наведения чистоты или каких-то работ по ремонту. В алтаре совершается главное таинство христианства - Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. И присутствовать при этом могут только священнослужители.

Алтарь отделён от общего церковного помещения иконостасом с Царскими вратами посередине. Алтарь означает небо, где таинственно присутствует Сам Бог. Важнейшее место в алтаре - Святой Престол. Это место невидимого, но действительного присутствия Бога и место совершения Святого Таинства. На Престоле лежит шёлковый плат с изображением положения во гроб Иисуса Христа и непременно с частицею мученических мощей. Называется он антиминас - по-русски - вместопрестолие. Кроме антиминаса, на Престоле всегда находятся святыни: Евангелие, Крест и Ковчег. Они - видимые знаки, которыми означается присутствие Господа и сила совершающегося на Престоле Таинства. Божественная книга олицетворяет святое учение Спасителя, Крест означает спасительную для нас смерть Иисуса Христа, Ковчег - священное место для хранения святых Даров Тела и Крови Господней.

 

Слово – не воробей

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

На сидящее место не присядешь

Чего только в объявлениях ни прочитаешь! В пространном тексте о характеристиках маршрутки вычитала количество «сидящих» и «стоящих» мест. А ещё об изменениях «цены» проезда «согласно постановлениЯ». Жаль, что нет топора, которым можно вырубить-таки написанное безграмотным пером. Должен же кто-то следить за подобной писаниной. Вот ещё в тему: заметила путаницу в употреблении слов «висячий» и «висящий». 

Галина Знаменская.

Симферополь.

Думаю, не вам одной, Галина, хотелось бы вырубить под корень подобные «шедевры». К сожалению, таких лексических ошибок и в речи, и на письме - хоть отбавляй.

Казалось бы, ну, чего проще: сидячий - предназначенный для сидения, сидящий - усевшийся на сиденье. Стоячий - тот, кому свободного сидения не досталось, или не пожелавший им воспользоваться. Сидящий - тот, кому хватило сидячего места.

 Со словами «висячий» и «висящий» не так просто. 

Дело в том, что слово «висячий» было глагольной формой, то есть причастием в русском языке. Висячий - то, что висит. С течением времени слова с суффиксами -уч-/-юч-, -ач-/-яч- (висячий, плакучая, кусачая) утратили признак действия, стали обозначать только признак, то есть стали прилагательными. И теперь «висячий» (прилагательное) и «висящий» (действительное причастие настоящего времени) сочетаются с разными словами. Вряд ли кто-то скажет «висячая картина» или кусащая собака, только висячая и кусачая. А вот о замке можно сказать и висячий и висящий. Но у слова «висящий» - признак действия: то, что висит. А к «висячий» значение признака: какой? То есть, отличающийся от замка врезного или накладного. 

То же самое касается схожих пар: горячий, живучий, лежачий, колючий - прилагательные, а горящий, живущий, лежащий, колющий - причастия. Горячий напиток, горящий глаз; живучее существо, живущий в радости, лежащий человек, лежачий больной; колючий кустарник, колющее оружие. 

Вернувшись к письму, отмечу, что и в словосочетании «согласно постановлениЯ» допущена грамматическая ошибка. По нормам современного русского литературного языка, предлог «согласно» употребляется с существительным (или местоимением) в форме дательного падежа: согласно (чему?) приказу, постановлению, договору, графику, расписанию. Таким образом, надо говорить и писать «согласно постановлению». Аналогично: согласно распоряжению, закону, приказу, указанию.

 

Письмо из глубинки

О сложных темах - просто

Не простое дело для учителя раскрыть доступно ученикам такие понятия как Родина, народное единство, герои нашего времени. 

Что греха таить, знание истории родного края, вообще истории, литературы, искусства не только у школьников, но и у педагогов, зачастую самые скудные. И если о городах есть и сборники, и альбомы, то о сёлах - очень мало. Именно поэтому я решил помочь и коллегам, и их воспитанникам, написав и издав «Словарь школьника». Эту идею поддержала Ирина Качура, человек отзывчивый на добрые дела. С её помощью задумка осуществилась. И книги уже поступили в библиотеки Восходненской и Климовской школ. 

В справочнике 90 вопросов и 90 ответов. Среди них: «Как раньше назывались сёла нашего поселения и когда они возникли?», «Что происходило на территории сёл в 1941-1944 годах?», «Кто из фронтовиков-односельчан был отмечен наградами Родины?», «За что присваивали звания Героя Социалистического Труда?», «Это правда, что из школы вышли более 20 мастеров спорта и были даже участники Олимпийских игр?».

Я старался не только просветить, но и пробудить чувство гордости за свою малую Родину у тех, кто только вступает в жизнь, кому предстоит многое узнать, постичь, освоить. 

Николай ГОТОВЧИКОВ.

 

 

Фотооко

И вновь - победа

Их на счету Симферопольской детской музыкально-хоровой школы много. Очередным триумфом закончилось участие во II Дальневосточной хоровой олимпиаде - Всероссийском фестивале и открытом конкурсе хорового искусства.


В творческом состязании соперниками крымских хористов были лучшие коллективы России, Белоруссии и Китая. Сто двадцать один коллектив, две с половиной тысячи участников боролись за первенство. 

У наших - четыре золотые медали! Образцовая капелла «Школьные годы» и вокально-хоровой «Мадригал» - безоговорочно лучшие. 

Специальной наградой жюри «За сохранение традиций хорового исполнительства» отмечен директор школы, дирижёр Виктор Заславский (на снимке: в момент вручения диплома).

Созданию уникального учебного заведения в 2007 году предшествовали долгие годы упорного труда. Небольшой хоровой кружок при поселковой средней школе постепенно превратился в первоклассный исполнительский коллектив со своим творческим лицом и разноплановым репертуаром. Многочисленные победы на престижных международных хоровых конкурсах и фестивалях свидетельствуют о высочайшем исполнительском мастерстве юных крымчан. Составы хоров меняются, а покорение творческих вершин продолжается.


Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.