Кто за океаном заставляет Украину воевать до последнего украинца

Окончание. Начало в №№188, 189 за 17 и 18 октября 2023 года.

21 Октябрь 2023 842
Книга о «подвигах» бойцов дивизии «Галичина» издана на Украине ещё в 2009 году.
Книга о «подвигах» бойцов дивизии «Галичина» издана на Украине ещё в 2009 году.

К сожалению, проблема человеческих потерь Советского Союза в годы Великой Отечественной существует и сегодня. До сих пор нет точных данных, и историки с политиками оперируют разными цифрами - от 20 до 40 млн. и больше. Историки называют общую цифру граждан СССР, которые оказались в странах Европы, в основном в Германии, к маю 1945 года - 7 млн. человек. 2 млн. - оставшиеся в живых военнопленные, остальные - «остарбайтеры» и беженцы. Согласно Ялтинским соглашениям союзники обязались помогать друг другу во взаимной репатриации своих граждан. В целом эти договорённости выполнялись. Но по результатам репатриации 1,5 млн. человек на Родину не вернулись. В основном они остались в Германии, в западной зоне оккупации. Позже эти люди рассеялись по всему миру. О них и поговорим.

В октябре 1944 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение об уполномоченном СНК по делам репатриации. Война близилась к концу, и в Москве уже понимали, какое огромное количество советских граждан оказалось за рубежом страны. Такого в истории России и СССР никогда не было. Сталин хотел, чтобы все они вернулись в страну. Потому была создана такая мощная и влиятельная организация, во главе которой был поставлен генерал-полковник, а позднее маршал Филипп Голиков.

К началу войны он был начальником Главного разведывательного управления Генштаба Красной Армии (ГРУ), затем не очень удачно командовал армиями и фронтами. Но у него было качество, которое Сталин ценил. Голиков никогда не высовывался и всегда двигался в направлении, которое указывал вождь.

Представляют интерес сведения о национальном составе лиц, репатриированных в СССР. Как указывает самый крупный советский историк, изучавший эту проблему, Виктор Земсков, «на 1 марта 1946 года Управление уполномоченного СНК СССР по делам репатриации располагало сведениями о национальном составе 4440901 человека, куда вошли все репатрианты, а также внутренние перемещённые лица. Среди них - 1631861 русский (36,75%), 1650343 украинца (37,16%)…».

Союзники вели среди освобождённых советских граждан мощную пропаганду, склоняя их к невозвращению. Особый интерес у Запада вызывали образованные люди, владеющие иностранными языками. Профессора, доктора и кандидаты наук, инженеры, связанные с военной промышленностью, конструкторы, технологи подвергались массированной обработке, им предлагали выгодные контракты. Можно сказать, таким образом в интеллектуальный потенциал западного мира вливалась свежая струя.

Единственная общественная организация, которая искренне пыталась помочь советским военнопленным и перемещённым лицам за границей, был Толстовский фонд, который много лет возглавляла младшая дочка писателя Александра Львовна. Все его дети были людьми незаурядными, но Саша осталась в памяти тех, кто её знал, благодаря своей бескорыстной благотворительной деятельности. Покидая Ясную Поляну, именно ей, единственной, отец сообщил о своём уходе. К тому времени для него она уже давно выполняла секретарскую работу, вела переписку, стенографировала выступления. Ей отец передал и все права на свои литературные произведения, что вызвало ярость Софьи Андреевны. После прихода к власти большевиков Александ­ра Львовна покинула страну и с 1931 года жила в США. Фонд, получивший имя Льва Толстого, был организован в 1939 году. Как указывалось в учредительных документах, с целью «помощи русским эмигрантам и для сохранения и развития лучших традиций русского искусства, истории и мысли и в целом лучших гуманитарных идей русской культуры».

Авторитет Льва Толстого был на Западе непререкаем, и на первых порах фонд поддержали Госдеп США, Международный Красный Крест, Всемирная организация церквей. Среди его учредителей и спонсоров были Сергей Рахманинов, Игорь Сикорский, а первым почётным председателем стал экс-президент США Герберт Гувер. Уже пос­ле зимней кампании с Финляндией в 1939 году фонд оказал помощь бойцам РККА, которые оказались в плену: было собрано 34 тыс. долларов, на них закуплены продукты, которые Красный Крест доставил в финские лагеря.

Но самая масштабная работа была проведена после окончания Второй мировой. Именно через посредство фонда многие перемещённые с территории СССР лица, а также бывшие военнопленные, не желавшие возвращаться на Родину, получили возможность перебраться в США, Канаду, другие страны. По подсчётам историков, всего с 1947-го по 1952 год таким образом была оказана помощь 40 тыс. бывших советских граждан. Ничуть не умаляя благотворительные заслуги Александры Львовны, скажем откровенно: часть из них служила нацистам и избежала правосудия при поддержке Толстовского фонда. Потому к деятельности фонда в СССР относились отрицательно, называли его «грязным притоном, опозорившим имя писателя» и состоявшим из «политических мертвецов, шпионов и убийц».

Александра Львовна ушла из жизни в 1979 году в возрасте 95 лет. Убеждён, доживи она до наших дней, была бы с почётом принята в России. И ей бы воздалось за благородную деятельность.

Секреты секретных служб

Среди тех «остарбайтеров», кто не вернулся в СССР, больше всего было украинцев. Это и понятно, именно с Украины в Германию угнали 2,2 млн. человек. Удачно сложилась судьба тех из них, кто пошёл на службу западной антисоветской пропаганды. Но даже среди них выделяется судьба дочки советского военнопленного и «остарбайтерки» Екатерины Чумаченко. Её мать София была вывезена на работы в Германию в возрасте 14 лет, отец Михаил, инженер по образованию, служил в Красной Армии, попал в плен в 1942 году. После войны София и Михаил, поженившись, в СССР не вернулись. В 1956 году перебрались в США, где в Чикаго и родилась Екатерина. Судя по тому, что она уже в 14 лет вступила в Союз украинской молодёжи - воспитание в семье происходило в соответствующем духе.


Влияние Екатерины Чумаченко на Виктора Ющенко было огромным. 

 

 

В 1982 году Екатерина получила образование в Джордж­таунском университете. Здесь же она попала в недобрые руки профессора Льва Добрянски, который оказал влияние как на её карьеру, так и на мировоззрение. Американский историк Добрянски являлся многолетним президентом Украинского комитета США при конгрессе, лоббировал выход Украины из состава СССР, был инициатором ежегодного празднования в конгрессе «Недели порабощённых наций», имея в виду народы СССР. При президенте Рейгане его назначили послом США на Багамах, а его дочь при Буше-младшем дослужилась до заместителя госсекретаря. На службу в Белый дом взяли и Екатерину. В 2008 году она была награждена медалью Свободы Трумэна-Рейгана с впечатляющей формулировкой «За исключительный вклад в распространение правды о голодоморе и других преступ­лениях коммунизма». Судя по некоторым публикациям западных изданий, Чумаченко консультировала по ряду воп­росов ЦРУ США.

Первая леди

Случайное знакомство в самолёте изменило жизнь Екатерины: она оказалась рядом в кресле, а затем и вышла замуж за Виктора Ющенко, стала первой леди Украины. Её влияние на мужа огромно, об этом говорят все, кто общался с президентской четой. Виктор Балога, возглавлявший секретариат президента Ющенко в 2006-2009 гг., так отзывался о ней: «Эта женщина уникальна в своём роде. У неё не отнять её сильных качеств: воли, умения вникнуть, всеядности. В силу этих качеств она принимала живейшее участие почти в каждом решении Ющенко». При этом качеств Екатерины Ющенко, перечисленных Балогой, в полной мере не хватало самому президенту. Хотел бы сказать о важном. За рубежами нашей Родины живут миллионы людей, так или иначе связанных с царской Россией, СССР, Россией сегодняшних дней. Мне много раз приходилось встречаться с ними: в Германии, Западной Европе, Северной и Южной Америке и даже Южной Африке. Среди них были и украинцы. Многие пос­левоенные годы отношение к ним со стороны советских властей менялось лишь от откровенно враждебного до презрительного. Но ведь большинство из них не числилось в СС, не служило в полиции и не работало на ЦРУ. Многие годы в глазах немногочисленных российских туристов, дипломатов или журналистов любой бывший советский гражданин, живущий за границей, являлся либо «белогвардейской сволочью», либо «власовским подонком», либо «бандеровцем». Контакты с ними не приветствовались, более того, кто шёл на это, по возвращении могли иметь серьёзные неприятности по службе и даже стать невыездными.

После того как в СССР началась перестройка, наши бывшие сограждане стали появляться в культурных цент­рах при советских, а затем и российских посольствах. Скромно одетые, застенчивые, с каким-то чувством вины, они жадно слушали русские и украинские песни, охотно листали глянцевые журналы, изданные в Москве и Киеве, со слезами смотрели советские фильмы. Их жёны или мужья, дети, которых они брали с собой, по-русски, как правило, не говорили. Для них тоже было любопытно открыть для себя новый мир, страну, где родились их мать, отец или дед. Многие годы не поощрялась переписка, и когда им разрешали общаться, очень трогательны были открытия родственников на Родине, которая их забыла. Убеждён, с этими людьми надо работать, их голос мы ещё услышим. Неслучайно их так боятся в Прибалтике, грозятся выслать, чинят препятствия работе домов Российской культуры в Западной Европе, переименовывают улицы и сносят памятники советским воинам, освободившим Европу во Второй мировой войне. Но фашизм не пройдёт, как он не прошёл и тогда!

Рафаэль ГУСЕЙНОВ.

Источник: rg.ru

Фото телеканала «Россия» и GettyImages.