Крым. Осень 1941-го

11 Сентябрь 2023 688
В 1941-м наша газета, «Красный Крым», опубликовала плакат - связь времён. Фотокопия автора.
В 1941-м наша газета, «Красный Крым», опубликовала плакат - связь времён. Фотокопия автора.

Три войны предыдущих веков, XIX-го и XX-го, полуостров. Осень. Неимоверное мужество наших воинов всех поколений. 1854-1855 год, Крымская война (для мира - Восточная, 1853-1856 годы), армия Российской империи противостоит войскам коалиции Османской, Британской, Французской империй и Cардинского королевства, добровольцам немецкого легиона (к счастью, у нас они не появились) из Пруссии, соблюдавшего «дружественный нейтралитет к коалиции». 1914-1918 год, Первая мировая, вновь армия Российской империи противостоит коалиции Германской, Австро-Венгерской и Османской империй; итогом войны станет крушение всех четырёх. 1941-1945 год (для полуострова - 1944-й) уже Красная Армия и Флот Советского Союза, появившегося через четыре года после развала Российской империи, противостоит Германии, её союзникам Италии (Сардинское королевство когда-то) и Румынии в Великой Отечественной войне (для планеты - Второй мировой).

Только даты

Сентябрь (все даты - по новому стилю): 12-е, 1854-й, войска коалиции высадились в Евпатории; собственно начало войны на полуострове. 1914-й, начало морских атак уже иной коалиции, на пути в Крым уничтожен пароход «Экспресс», 69 погибших (потом ещё несколько затоп­ленных пароходов и шхун). 1941-й, фашисты рвутся на полуостров, первое сражение на дороге Чаплинка - Армянск приняли бойцы боевого охра­нения 417-го стрелкового полка 156-й дивизии Платона Черняева.

20-е, 1854-й, первое сражение армии Александра Меньшикова в Крымской войне - на Альминском поле; 24-е - враг у Балаклавы и Херсонеса, Инкерманское сражение; 26-е, заняты Балаклава, Федюхинские высоты, Камышовая бухта, начало обороны Севастополя, город на осадном положении. 1941-й, 20-е, 24 сентября, бои в селе и колхозе «Червоный Чабан» (на границе с Херсонской областью), в Армянске, на Перекопском валу; 26-е, фашисты прорвались через вал.

Октябрь. 17-е, 1854-й, первая бомбардировка Севастополя, объезжая бастионы погиб руководитель обороны Владимир Корнилов. 20-е, 1941-й, враг прорвался через Ишуньские позиции, полуостров под угрозой полной оккупации. 25-е, 1854-й, Балаклавское сражение.

29-е, 1914-й, атака Османского флота на Севастополь; город на осадном положении; германские корабли «Гебен» и «Бреслау» атаковали минный заградитель «Прут», команда затопила его, не спуская Андреевский флаг, погибли 25 матросов, корабельный священник отец Антоний, лейтенант Рогузский, мичман Смирнов, боцман Колюжный, многие пехотинцы, которых минзаг вёз в Севастополь из Ялты. 1941-й, где-то в боях «на Крымском участке фронта» совершил огненный таран экипаж лётчика Горшкова (увы, имя неизвестно), штурмана Ивана Поварича и стрелка-радиста Сергея Шаронова (Шаранова); стеной против врага стали в Дуванкое 1171 боец отдельного курсантского батальона - курсанты и преподаватели Военно-морского училища береговой обороны имени Ленинского комсомола Василия Костышина и Бориса Вольфсона; Севастополь на осадном положении.

30-е, 1914-й, обстрелы с моря. 1941-й, первые залпы по врагу 54-й береговой батареи в Николаевке, начало обороны Севастополя. 31 октября,
1941-й, фашисты на подступах к Симферополю; 1943-й, начало нашего наступления на Перекопе и Эльтигене…

Два месяца осени, несколько лет разных войн, огромные потери среди наших защитников… И огромное мужество их, огромные усилия и вера всех крымчан, всей страны, какое бы имя она ни носила, вера в Победу.

«До последнего»

Каждую войну главнокомандующими полуостров объявлялся на военном положении - императорами Николаем Первым и Николаем Вторым, главой правительства Иосифом Сталиным. И тысячи солдат Крыма уходили на битвы, за свой и иные регионы Отчизны, тысячи солдат со всей страны вставали на защиту полуострова. В Первую мировую боёв здесь на суше, к счастью, не было, но вот Крымская и Великая Отечественная наполнены ими вдосталь, тяжёлыми, кровопролитными, в рукопашной часто, до последнего, где подвиги и мужчин, и женщин, и детей, и стариков, и животных, и оружия, техники - все и всё во имя Отечества. Первые две войны взяли старт вдали от Крыма, а вот вторая в минувшем столетии, отсюда - первая фашистская бомбардировка в Советском Союзе, 22 июня 1941-го, ещё до рассвета, что был в 3 часа 44 минуты. В 3 часа городские и портовые системы наблюдения засекли самолёты без опознавательных знаков - фашистские бомбардировщики, что в сопровождении истребителей вылетели с румынских аэродромов. Через 6 минут Иван Елисеев, начальник штаба Черноморского флота, рискнул отдать приказ на поражение - один самолёт сбит, атака остальных отбита силами десятков зенитных береговых и корабельных орудий, но несколько мин враги сбросить успели, мечтая закрыть нашим кораблям выход из бухты и следующим налётом всё уничтожить. Первая упала в море в 3.13, потом ещё несколько, в 3.52 мина взорвалась у памятника Затопленным кораблям (там, где наши в Крымскую войну 11 сентября 1854-го закрывали фарватер от врага), в 4.10 взорвались у завода №54 и у башенной батареи №13. Днём на одной из мин в Карантинной бухте подорвался буксир СП-12, экипаж погиб: Владимир Андреев, Кирилл Акентьев, Леонтий Бондаренко, Матвей Борц, Александр Балачевский, Николай Годына, Алексей Дениско, Пётр Ерёменко, Александр Николаев, Иван Маруненко, Владимир Корытцев, Николай Коваль, Алексей Ларионов, Владимир Машко, Михаил Мартынюк, Алексей Нозд­рачёв, Василий Полевой, Николай Попов, Николай Прилуцкий, Мария Обориева, Владимир Розанов, Анд­рей Селянин, Борис Сосновский, Феодосий Шинкевич, Михаил Швец. Другая, упавшая на улицу Подгорную (ныне в память погибшего во время обороны начальника Севастопольского отдела НКВД Константина Нефёдова) через несколько минут после рассвета, забрала жизни мирных севастопольцев: 13-летняя Лена Каретникова, её тётя Варвара Соколова, командир группы самозащиты домового комитета, бабушка Александра Белова, 3-летний Вадим Бабаев и его родители Августа и Абрам, 9-месячный Виталик Годуадзе и его родители Анна и Борис, Ольга Полянская, возможно, няня мальчика, М. Помазан, Фёдор Дёмин, Мария Макух (Макуха), Стефан Панелоти, Сара и Иосиф Мангупли, Прасковья Коврига (Корвиго), Наталья Уханова-Попова, три неизвестных женщины и неизвестный мужчина. А в Москве уже получили донесение командующего Черноморским флотом Филиппа Октябрьского: «Вражеский налёт отбит. Попытка удара по кораблям сорвана».

Потом страна, в которой кроме Севастополя сразу бомбили и иные города - ещё до объявления войны (официально посол Германии Вернер фон Шуленбург подтвердит её в 4 часа 30 минут) - узнает о нападении из речи Наркома иностранных дел Вячеслава Молотова и будет следить за сводками созданного Совинформбюро, интонацией диктора Юрия Левитана. И бои на западной границе, мужество, боль потерь и отступлений, стремительное продвижение противника; новые попытки фашистских налётов на Крым, подготовка к его обороне, эвакуация, создание Крымской армии, её сражение и потери.

«Для обороны Крыма сформировать 51-ю Отдельную армию (на правах фронта) с непосредственным подчинением Верховному главно­командованию. Коман­дующим армией назначаю генерал-полковника Фёдора Кузнецова, зам. коман­дующим армией - генерал-майора Павла Батова. Штаб армии - район Симферополя. В боевой состав войск вновь сформированной 51-й Отдельной армии включить 106-ю, 156-ю, 271-ю и 276-ю стрелковые дивизии, 40-ю, 42-ю и 48-ю кавалерийские дивизии. Командующему 51-й армией в оперативном отношении подчинить Черноморский флот. Сформировать за счёт призыва людских ресурсов Крыма до 1895 года рождения включительно две-три стрелковые дивизии». Приказ Иосиф Сталин издал 14 августа 1941-го, а уже к концу месяца сформировали четыре дивизии - основа батальоны народного ополчения, созданные ранее. Большинство молодых мужчин уже на фронте, в дивизии вступали участники Гражданской (1918 - 1920 годов) и Первой мировой войн, боевой опыт был, а оружия не хватало. Старожилы вспоминали, что мужчины шли с лопатами, ломами - хоть что-то поможет в рукопашной. И снова связь времён - в 2014-м с черенками от лопат уже внуки тех героев - мужчины из 4-й роты Народного ополчения Крыма Самвела Мартояна по приказу руководителя автономии Сергея Аксёнова встали на защиту аэропорта от неофашистов.

В 1941-м штаб 51-й армии был на улице Ленина, 11, а сборный пункт на пустыре с редкими домиками, его спустя годы назовут улицей Оборонной, потом - 51-й армии, там 23 года назад, снова в сентябре, энтузиасты из армейского Совета ветеранов установили памятный знак.
В честь тех, кто получил приказ верховного: «Не допустить врага на территорию Крымского полуострова с суши, с моря и воздуха; действиями Черноморского флота воспретить подход и высадку на Крымский полуостров десантов противника; удерживать Крымский полуостров в наших руках до последнего бойца». О некоторых бойцах, сражениях той осени вспомним в следующих выпусках рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.