«Эпоха Льва Толстого»

5 Сентябрь 2023 617
Анатолий Пламеницкий «Толстой в мастерской Репина». Фоторепродукция Владимира ПЕТРОВА.
Анатолий Пламеницкий «Толстой в мастерской Репина». Фоторепродукция Владимира ПЕТРОВА.

Выставка в Симферопольском художест­венном музее приурочена к 195-летию одного из самых известных в мире русских писателей и мыслителей, величайшего романиста, участника обороны Севастополя.

Экспозиция знакомит с иллюстрациями к произведениям писателя с живописными и графическими работами, хранящихся в фондах музея, его современников - Ивана Крамского, Ильи Репина, Николая Ге, Виктора Васнецова, Василия Поленова, Михаила Нестерова, Михаила Врубеля и других художников.

Среди картин выдающихся русских живописцев привлекает внимание полотно советского живописца, народного художника УССР Анатолия Пламеницкого «Лев Толстой в мастерской Ильи Репина». Кисти и карандашу Ильи Ефимовича принадлежит более двадцати живописных и графических портретов писателя. Литературная композиция жанровой картины погружает зрителей в атмосферу Москвы конца XIX века, когда писатели и художники часто встречались, многих связывала не только взаимная симпатия, но и крепкая дружба, в которую переросло общение Льва Толстого и Ильи Репина. 

Картина навеяна первым посещением писателем в октябре 1880 года мастерской художника в Большом Трубном переулке. Репин писал критику Стасову после их общения: «Меня он очень хвалил и одобрял... В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень плас­тических деталей первой важности, живых и характерных подробностей... много я передумал после него, и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел». Замечания писателя художник воспринял, и это полотно стало одним из лучших, как и написанные с большой любовью портреты Льва Николаевича. 

Многие художники признавались, что им помог совершенствоваться трактат Толстого «Что такое искусство?», в котором автор определил эту творческую сферу человеческой деятельности как одно из условий жизни, «одно из средств общения людей между собой».

 Воззрение Толстого отразилось на творчест­ве дружившего с ним Крамского, Репина, Ге, Перова и других мастеров, близких к кругу Товарищества художественных передвижных выставок. Репин признавался: «Картины тех лет заставляли зрителя устыдиться, содрогнуться и внимательно посмотреть в свою душу… они огорчали публику и делали её человечнее».

В центре впечатляющей экспозиции в СХМ - картина Николая Ге «На месте погребения Христа», в которой выражены размышления о жизни и жертве Христа. После разговоров на эту тему с Толстым, художник создаст «Страстной цикл»: картины «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда» (Совесть) и другие сюжеты, которые после смерти художника в 1984 году были запрещены цензурой к показу и перевезены в Ясную Поляну, где хранились в художественной мастерской дочери писателя Татьяны Львовны. Так писатель помог сохранить бесценные произведения искусства.

Выставка доступна до 22 октября. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.