Олег Грачёв. Писал, как дышал, не стараясь угодить

25 Август 2023 749
Олег Грачёв. Автопортрет. Фоторепродукция Владимира ПЕТРОВА.
Олег Грачёв. Автопортрет. Фоторепродукция Владимира ПЕТРОВА.

На открытии последней прижизненной выставки художник посмотрел с лёгкой грустью на холсты и произнёс тихо, словно для себя: «Я хотел отразить гармонию мира». В прошедшем времени - будто подводя итог своему творчеству, в неуверенности, что достиг задуманного на все сто. А прозвучало это посылом в будущее - принимайте таким, как есть: с достижениями и промахами.

Его и принимали таким, как есть, современники. Одни не всегда понимая заложенные в картинах мысли, но ощущая чистую энергетику полотен. Другие - восхищаясь монументальностью произведений, звучащих консонантными аккордами - от минорных до мажорных. 

Коллеги и друзья ценили Мастера за честность и бескомпромиссность, за то, что резал правду-матку в глаза, никогда не обсуждая за спиной. Его смолоду исповедальное творчество вызывало споры. А он шёл своим путём, никому работы не адресуя, воплощая на полотне то, что жило в нём. Мысли, чувства, сомнения и уверенность, радости и боль. Первыми оценили москвичи, и благодаря им, разбирающимся в искусстве, в столице состоялись две выставки, которые ввели Олега Грачёва в круг российских художников, где был принят безоговорочно. Его выставки посещали «непризнанные гении» Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Олег Целков. Он был не только на их выставках, но и в мастерских, наблюдая за работой, на равных рассуждая о сути творчества. Легко и непринуждённо общался с Андреем Вознесенским, Эдуардом Лимоновым, Андреем Битовым, находя и с ними общие темы. В одном из наших разговоров признался, что после столичного общения вернулся домой другим. Можно сказать, с расширенным сознанием. Но художественные манера и стиль не поменялись. Разве что приобрели большую чёткость образов. Он манипулировал предметами, размещая их в пространстве по мысли, которую хотел донести. Осознавая бытие, как некую смысловую доминанту жизни. 

Признаваясь, что именно крымская земля, на которой жил с шести лет, сформировала его сознание, характер, не признавал определения «крымский художник». Не писал пейзажи как таковые. Создавал художественные образы из света, воздуха и цвета, превращая их в пластичные фигуры, рассматривая которые каждый мог увидеть что-то своё.

Он впитал и передал нам целую эпоху. Родившийся при жизни Ленина, дошёл с боями до Одера в годы Великой Отечественной, пережил несправедливый арест отца, позже оправданного. Жил, как жили в те годы все. Трудно. Судьба нередко испытывала на твёрдость и несгибаемость. А качества эти у него были с рождения. Иначе не стал бы кем стал.

А стал он Художником. Свободным. Со своими принципами. Своими подходами к жизни и искусству. Нетрадиционными. Он был оригинальным без оригинальничания. 

Среди коллег Олега Грачёва есть люди, всерьёз размышляющие о его творчестве. Один из них - заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии РК Лев Владимирович Балкинд. Как-то отдал мне написанные от руки короткие заметки о товарище, которые у него вдруг написались, через несколько лет после ухода Мастера. Отдал просто так, без всякой цели. Прочитав их, отметила, насколько точно и тонко подмечена человеческая суть, как теплы воспоминания о коллеге. И как актуальны незатейливые, без искусствоведческого препарирования слова: «Эрудиция, философский склад ума с хорошо поставленной речью делали его интересным в любых количествах: от случайных встреч в городе, когда успеваешь переброситься несколькими словами, до общения в его мастерской, затянувшегося далеко за полночь. Его произведения интеллектуальны, с выверенным чувством стиля и романтическим настроением, а композиционные построения сюжетов всегда созвучны их цветовым и пластическим образам. Судьба отмерила ему продолжительность жизни - 89 лет, ни днём больше. Он покинул этот мир в день своего рождения, прожив долгую, сложную, противоречивую, насыщенную событиями жизнь. В ней было всё: и радость побед, и горечь поражений. Художник продолжает жить в своих произведениях, в которые вложил свои мысли, чувства и то, что не посмел высказать словами. И будет жить до тех пор, пока его холсты будут доступны для общения».

Сегодня его творчество называют свидетельством эпохи, говорят о неповторимом стиле живописца, о месте в искусстве, которое ещё предстоит оценить по-настоящему. Конечно, большое видится на расстоянии, кто ж с этим спорит? Но и при жизни Олега Грачёва было ясно, что его творчество - это явление в искусстве. Не подверженное модным влияниям, меркантильности. Мало кто живёт в миру анахоретом. Он был в определённом смысле отшельником, проводящим время не в молитвах, а в раздумьях и воплощающих их трудах. 

Он считал, что в каждой работе надо выражаться предельно мощно, потому что задача художника - не радовать глаз, а бередить душу. Считал, что художник должен быть, прежде всего, интересным, содержательным человеком. И дал ещё такое определение: «Художник - это человек, который любит. Природу. Людей. Жизнь. А каждая картина должна быть исповедью».

И теперь мы внимаем этой исповеди Олега Грачёва. И жалеем, как водится, что не успели сказать ему простых искренних слов, которые так нужны каждому человеку, а творческому особенно. Но объяснения в любви, наверное, все, же не бывают запоздалыми. Тот, к кому они обращены, наверняка слышит их. А скорее всего, слышал их всегда. Ведь разговаривают не только голосами, но и душами. Слышал, но не подавал виду, чтобы никого не смутить.

Однажды на мой вопрос, с каким чувством он приходит на свои выставки, Олег Валерьевич ответил со свойственной ему лаконичностью:

-  тем же, с каким живу. На выставках больше смотрю на людей, чем слушаю их. Всё, что мне надо узнать, понимаю по их глазам. Моя жизнь не в публичности, а в мастерской, она - моё спасение. 

Его неспроста называли эрудитом. Как-то совершенно неожиданно, и, надо сказать, к месту, процитировал… Карла Маркса: «Чтобы получить наслаждение от произведения искусства, надо быть художественно образованным». Это был тактичный ответ молодому коллеге, попросившему разъяснить символику одной из работ. 

Олег Грачёв в той плеяде мастеров, которые создали авторитет крымской школе изобразительного искусства. Они не только сохраняли чистоту вкуса, но и помогали другим почувствовать его аромат. 

На выставке, которой в Симферопольском художественном музее отметили столетие со дня рождения Мастера, представлено поистине программное произведение автора - триптих «Формула вершин». Поражающий мощной энергией и бередящий душу. Взывающий к горнему.

Как каждого творца, его волновал вопрос - войдёт ли созданное им в вечное искусство. Пока никто на него не ответит. Но можно с уверенностью сказать: имя Олега Грачёва вошло в анналы современного крымского искусства, как части искусства российского.

P. S. В изданном искусствоведом Игорем Липуновым и другом семьи художника Антоном Трофимовым к столетию мастера художественном альбоме собраны не только репродукции картин, но и интервью разных авторов, у которых были индивидуальные подходы к личнос-
ти собеседника. И эти «мазки» создали определённую объёмность словесному портрету нашего талантливого современника, соединившего век минувший, на заре которого родился, с веком нынешним, в который шагнул легко и непринуждённо, внеся своё мироощущение, свою богатую палитру. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.