Дороже. Ещё дороже

29 Июнь 2023 496
Новые легковые машины буквально за три года подорожали на 38%. Фото из открытого источника.
Новые легковые машины буквально за три года подорожали на 38%. Фото из открытого источника.

На автомобили российской сборки предложено ограничить наценку 15%. С такой инициативой к главе федерального правительства Михаилу Мишустину обратился Национальный союз защиты прав потребителей, передаёт корреспондент «Российской газеты».

В обращении говорится, что российские автомобили с каждым годом только дорожают. По данным статистического агентства «Автостат», в 2020 году цена выросла на 7%, в 2022 году - на 20%. За первый квартал этого года стоимость автомобилей прибавила ещё 11%.

Дилеры искусственно завышают цены, считают авторы обращения. Однако с ними соглашаются не все эксперты.

- Идея, по большому счёту, хорошая, но популистская, - говорит президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Чтобы принимать карательные меры, нужно разобраться в причинах происходящего. А причина - дефицит бюджетных автомобилей. Можно, конечно, как в 1918 году, когда не было хлеба, расстреливать спекулянтов. Но в том же году хлеба от этого больше не стало. 

В 2019 году дилеры о марже в 15% могли только мечтать. Зачастую продавали машины в ноль, а зарабатывали на других услугах. Но была высокая конкуренция. Сейчас её нет. Потому что автомобили в дефиците.

В условиях, когда конкуренция высокая, не будет спекуляции. Предполагается, что дефицит бюджетных автомобилей закончится во второй половине этого года. Когда «АвтоВАЗ» выйдет на полную мощность. Когда китайский автопром ещё больше войдёт на наш рынок. Сейчас же регулировать цены могут только сами производители. Например, «АвтоВАЗ» прекратил поставки трём столичным дилерам, которые продавали автомобили не по рекомендованным заводом ценам.

- Никакие ограничения работать не будут: дилер заключит с потребителем договор на авто с указанием рекомендованной розничной цены. Но также заключит договор на дополнительное оборудование, страховки и прочее, якобы «добровольные», - объясняет Антон Шапарин. - Не подпишешь их - не подпишешь ДКП на авто. Но выход есть.

Сейчас потребитель загнан палкой в единственный канал продаж авто, к дилерам. Нужно дать альтернативу: возможность покупки авто онлайн, на сайте производителя. Национальный автомобильный союз предлагал «АвтоВАЗу» такую схему больше месяца назад, но не получил ответа. Тогда компания, заметив волну в СМИ, заявила про «проверки дилеров», по результатам которых будет сокращение поставок или разрыв дилерского соглашения. Но ситуация не изменилась совершенно.

Владимир БАРШЕВ.