Экипаж машины боевой

17 Май 2023 1841
Георгий Веденяпин, Иван Ревков, Николай Водолазкин  (слева направо). Фото из архива газеты.
Георгий Веденяпин, Иван Ревков, Николай Водолазкин (слева направо). Фото из архива газеты.

Танковый, броневой прочный заслон врагу воспел Николай Крючков в фильме «Трактористы». Помните: «У высоких берегов Амура/ Часовые Родины стоят…./ Там живут - и песня в том порука - /Нерушимой дружною семьёй/ Три танкиста, три весёлых друга - /Экипаж машины боевой». Считается, что прототипами героев фильма Ивана Пырьева и песни поэта Бориса Ласкина, композиторов братьев (Самуил, Дмитрий и Даниил) Покрасс стали Василий Агарков, Николай Житнёв и Сергей Румянцев, экипаж танка БТ-7, «Быстроходный танк», сражавшиеся на Халхин-Голе в 1938-м. Во вчерашнем номере мы вспомнили об экипаже и танке Т-34, боевой машине, что возвышается памятником в симферопольском сквере Победы - его установили в июне 1944-го, на братской могиле танкистов 19-го отдельного Перекопского Краснознамённого танкового корпуса Ивана Васильева, Ивана Поцелуева, но это не единственная ставшая монументом броня на полуострове. В Севастополе памятник на братской могиле танкистов тоже появился в мае 1944-го. Вспомним танковую мощь Союза.

Броня крепка

Танки БТ, из песни, а также КВ - «Клим Ворошилов», ИС - «Иосиф Сталин», Т - «Танк», ХТ - «Химический танк», ОТ - «Огнемётный танк» вместе с героическими экипажами сражались и в Великой Отечественной. Песню «Три танкиста» под те события поправил поэт Василий Лебедев-Кумач - «Три танкиста, три весёлых друга - / Экипаж машины боевой!/ Не дают они фашистским танкам/ Тёмной ночью в тыл забраться к нам./ Без пощады бьют бандитов с фланга,/ Угощают крепко по зубам!». Особенно сильно «угостили» 80 лет назад в сражении под Прохоровкой во время битвы на Курской дуге - в сражении, выигранном нашей многонациональной страной, в битве, окончательно переломившей ход войны - с тех пор мы только наступали, до Победы!

Наступал и друг «Крымской правды» Герой Советского Сою­за Ашот Аматуни, танкистом он стал после госпиталя, ранения в Сталинградской битве, где был курсантом-пулемётчиком. Окончил Саратовское танковое училище и вновь на фронт - командир танка Т-34, взвода, роты (пос­ле гибели командира Анатолия Карпенко)… Рота стала единственной в бронетанковых войсках с восемью (кто-то, увы, посмертно) Героями Советского Союза - сам комроты, Ншан Дарбинян, Олег Матвеев, Сергей Мацапура, Павел Михеев, Владимир Пермяков, Яков Пилипенко, Семён Погорелов. Заслужил Золотые Звёзды, но, увы, награждён иными орденами и экипаж Виктора Костылева из роты, первым ворвавшийся в Люблин, танкисты в одиночку сражались двое суток.

А после великой Победы сотни боевых машин, в основном самых массовых Т-34, водрузили на пьедесталы - памятниками погибшим героям. Как много, увы, экипажей машин боевых, не вернулось с войны…

Севастопольская 34-ка

У железнодорожного вокзала в городе-герое на Зелёной (теперь чаще говорят - Красной) горке есть братская могила 26 танкистов, погибших за Севастополь и пригороды весной 1944-го и перезахороненных сюда из разных мест, - воины 85-го отдельного гвардейского Севастопольского орденов Суворова и Кутузова танкового полка Сергея Тарасова. Над могилой, по проекту начальника штаба полка Георгия Веденяпина, установлен памятник-танк Т-34 с бортовым номером 137. Он погиб в бою 12 мая 1944-го, вместе с членами экипажа.

В списке безвозвратных потерь Приморской армии (она, под командованием Кондрата Мельника, в дни освобождения Севастополя входила в состав 4-го Украинского фронта Фёдора Толбухина), сохранённом в Центральном архиве Министерства обороны России узнаём о том экипаже. Командир башни, заряжаю­щий 24-летний Василий Горбылёв, которого ждала с фронта сестра Вера; 21-летний стрелок-радист Иван Самохин (Солохин), его не дождалась мама Пелагея Ивановна, и 28-летний механик-водитель Алексей Лабиндев (Лабынцев), которого ждала любимая Н. А. Сапурнова, сгорели в танке. Погибшим командиром боевой машины считается 20-летний Василий Лукьяненко, которого не дождался отец Иван Михайлович, но по архивным документам есть небольшая путаница - офицер-танкист значится пропавшим без вести в августе 1943-го в боях за Харьковскую область… Возможно, после тех сражений он оказался в госпитале, а родным ушло извещение; затем вновь воевал, погибнув 12 мая 1944-го в районе Камышовой бухты, перед этим вместе с экипажем отличившись при штурме Сапун-горы. Посмерт­но Василий Лукьяненко и Василий Горбылёв награждены орденами Отечественной войны, о наградах Алексея Лабиндева и Ивана Самохина ничего неизвестно.

Первая в городе

Зато по документам военного архива и газете «Флаг Родины» знаем: за севастопольские бои награждён экипаж  иного Т-34 - с бортовым номером Б-10 (по фамилии Афанасия Барабаша, командира 22-го гвардейского отдельного Мелитопольского танкового полка), танка, что первым ворвался в освобождаемый Севастополь. Экипажу, коман­диру танка Ивану Ревкову, механику-водителю Николаю Водолазкину, радис­ту-стрелку Николаю Минину и заряжающему Алексею Ханину, повезло, хоть и израненные, но дожили до Победы, воплощая продолжение песни о танкистах, дописанное Борисом Ласкиным в 1946-м. «Строят мир бывалые солдаты,/ Расцветает мирная весна!». Имена Ивана Ревкова и Николая Водолазкина высечены на мемориалах в городе-герое - они Герои Советского Союза, награждённые медалями «Золотая Звезда» именно за то, что «первыми на танке ворвались в Севастополь». Любимая Николая Водолазкина - Анна Петровна и сын Ивана Ревкова - Игорь вспоминали, как их всегда тепло принимали в городе-герое. И Николая Минина, и Алексея Ханина с добротой принимали - их, как установил наш коллега Борис Гельман, наградили тогда орденом Красного Знамени и орденом Ленина соответственно.

В Крымской наступательной операции к Севастополю экипаж танка с бортовым номером Б-10 прошёл с боями от Сивашского плацдарма. Правда, почти весь этот путь проделан с иным командиром - танка и взвода. Он погиб на подступах к Севастополю, по архивным документам выяснили: Виктор Леонов, погиб 14 апреля 1944-го и, как указано в похоронке, что получила любимая Ульяна Фоминична, похоронен на «северо-восточной окраине Симферополя - от моста 50 метров около шоссе (памятник)». Шоссе - Феодосийское, ныне проспект Победы, северо-восточная окраина - район Загородного и улицы Бела Куна, а вот мост… И нет в Симферополе уже той могилы, где похоронен 19-летний танкист - по данным патриота краеведа Виктора Гавриша, создавшего портал о столичном воинском кладбище на улице Старозенитной, она - одна из 132 исчезнувших захоронений героев, защищавших и освобождавших Симферополь…

А танк и товарищи Виктора Леонова продолжали путь к Победе. «Танковый взвод (три боевых машины. - Ред.) товарища Ревкова во взаимодейст­вии с другими родами войск, прорвав сильно укреплённую оборону противника на высоте 165.1, Английском кладбище, горе Зелёной, на максимальных скоростях обходным путём, преодолевая на пути все препятствия - доты, дзоты и огневые точки, с тыла штурмом овладел высотой 127.7 и держал оборону до подхода наших частей». В том бою остался только танк комвзвода, но «смелым броском заходит в тыл горы Зелёной и вступает в бой с 10 танками противника и овладевает горой Зелёная». 9 мая 1944-го танк с бортовым номером Б-10 первым ворвался на окраину Севастополя, завязав бой с тремя немецкими танками. Один удалось подбить, два отступили, но и боевая машина Ивана Ревкова был объята пламенем, чтобы сбить, на максимальной скорости рванули по Лабораторному шоссе в город, «огненный факел», как вспоминали очевидцы. Пламя сбито, и ещё шестиствольный миномёт, четыре огневые точки противника уничтожены. На балконе трёхэтажки на улице Ленина танкисты подняли Красное знамя. Потом добивали врага в Камышовой бухте, окончательно завершая Крымскую наступательную операцию 4-го Украинского фронта - победа на полуострове за год до великой всесоюзной Победы. Не забываем, земляки!

Кстати

Ещё один памятник танку Т-34 (с бортовым номером 113), но уже не как надмогильный, появился в 1975-м в Армянске. Спустя десятилетие память о танкистах решили увековечить и в Джанкое - там на постамент подняли ИС-3 - эта версия боевого тяжёлого танка «Иосиф Сталин», в отличие от предшественников №1 и №2, танк выпущен в конце войны и в боевых действиях не участвовал.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.