Молния и 5,45

6 Март 2023 1486
Лидия Булавская и Вера Аралова (слева направо).
Лидия Булавская и Вера Аралова (слева направо). Фото из открытого источника.

«Крымская правда» продолжает вспоминать, чем славился Советский Союз, страна, рожденная в 1922-м и исчезнувшая в 1991-м. В канун Международного женского дня вспомним о некоторых женских «придумках». Вообще разделять всё на «мэ» и «жо», как говорил герой Анатолия Папанова герою Андрея Миронова в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», сложно: жизнью так повелось, что и мужчины без женщин, и женщины без мужчин обходятся с трудом. И уже давно почти нет у нас чисто женских профессий, разве что жена и мама (сестра, бабушка), и чисто мужских, - только муж и папа (брат, дедушка). А всё остальное - равноправное, о чём ещё Сергей Михалков в детских стихах «А что у вас?» напоминал. И даже 23 февраля, мужской день - это женский 8 марта, - по смене стилей, введённой большевиками 105 лет назад. В номере к мужскому дню мы вспомнили о некоторых мужских отечественных «придумках» - «От кирзы до АКМа», надёжные кирзовые сапоги и автомат Калашникова, но и у женщин есть, что добавить к «набору: молнии на сапогах и патрон для оружия.

Красота по-нашему

Отечественное, мужское, изобретение - пропитка ткани для сапог смесью парафина, яичного желтка и канифоли, а после придуманным и полученным искусственным каучуком - реализовано Михаилом Поморцевым, Сергеем Лебедевым, Борисом Бызовым, Александром Хомутовым, Иваном Плотниковым. В разное время разработками занимались и Владимир Ипатьев, Николай Курнаков, Иван Виноградов-Волжский, Фёдор Воронов, Сигизмунд Кибиркштис, Валентин Краузе, Яков Слободин, а ещё - Анастасия Якибчук и Анна Воронова - женский вклад. И стала грубая ткань водонепроницаемой, морозостойкой, дышащей, надёжной - кирза, кирзовые сапоги. Их не только у нас в армии использовали (войну с фашизмом в них выиграли!), но и везде: даже самовары в деревнях порой раздували кирзачами, и женщины носили, сначала просто кирзовые, потом пофасонистее: голенище из кирзы, низ из чёрной замши или юфти. Вообще у нас со всепроходимой обувью было лучше, чем на Западе с их щегольскими ботиками (ботильонами) до щиколоток. Кирза, валенки - уютно и надёжно. Правда, может, не так красиво, но додумывались отечественные женщины и вышивку на валенки делать, и кирзачи подкрашивать, если уж сов­сем «выход в свет». А ещё наше, советское, изобретение - молния на сапогах - удобно, тогда нестандартно, красиво. Запатентовать идею в 1959-м, конечно, никто и не подумал, да и ерундой посчитали, а вот в Европе, что называется, «заценили», воплотили массово и потом продавали нам женские сапожки на молнии.

Придумала их мама самого известного тогда в Советском Союзе тёмного ребёнка - негритёнка Джимми из кинофильма Григория Александ­рова «Цирк». По фильму мамой малыша была актриса Любовь Орлова, по жизни - выпускница Московского художественного училища Памяти 1905 года, дочь Ипполита Аралова, бывшего разведчика Первой Конной армии командарма Семёна Будённого, освобождавшей полуостров от белогвардейцев, театральный декоратор Вера Аралова-Паттерсон.

Она родилась в Виннице 16 мая 1911-го, с детства любила рисовать и решила посвятить этому жизнь: по окончании художественного училища, устроилась декоратором в один из театров Москвы, потом стала членом Художественного фонда, но выставки своих прекрасных картин не устраивала, а вот коллег - да, и в стране, и за границей. Среди иностранных художников, перебравшихся в Советский Союз, был Ллойд Уолтон Паттерсон, ставший вскоре её мужем, у них родилось трое сыновей Джеймс, тот самый мальчик из кино, Том и Ллойд-младший. В 1948-м Вера Аралова стала модельером Всесоюзного Дома моделей, сначала рядовым, потом - главным. И именно ей тогдашний руководитель страны Никита Хрущёв поручил подготовить в 1959-м невиданную раньше в Советском Союзе акцию - показ недели «Русской моды», и не где-нибудь, а в Париже - должно же первое в мире социалистическое государство удивить капиталистов. Вот только в нашем Доме моделей ничего такого не разрабатывали: одежда для советских женщин должна быть простая, удобная, практичная и скромная - вряд ли удивишь французов, законодателей мод. Но Вера Ипполитовна придумала: после обязательного и не впечатлившего иностранцев показа костюмов «рабочих и служащих» на подиум вышли демонстраторы одежды (слов «манекенщица», «модель», тогда у нас не употребляли) в… мехах - чем богата Россия. Собольи шубы и песцовые шапки, меховые пальто и накидки вместе с яркими павлово-посадскими платками покорили иностранцев. Но ещё больше они обалдели, увидев на ногах девушек сапожки на каблуках, а на голенище - невиданное доселе - молния. Не могла же главный художник-модельер Советского Союза выпустить на подиум девушек, одетых в меха и обутых в привычные для моделей лодочки или туфли на среднем каблуке. С шубами и пальто в России принято носить сапоги. Конечно, кирзовые для показа на подиуме не подошли бы - нарисовала художник изящ­ные, на каблучках, которые и изготовили в мастерских Большого театра. А чтобы их легче и быстрее снимать: переодеваться ведь демонстраторам приходится практически как солдатам - за секунды, преду­смотрела на обуви застёжки-молнии…

Деловые французы тут же поняли, как это удобно и прибыльно, стали предлагать Вере Араловой продать права на выпуск таких сапог, но у нас их даже не оформляли - «безделица какая», модельер в ответ лишь улыбалась. И стали вскоре на Западе использовать идею без всякого разрешения, вначале, правда, ещё называли «русские сапоги», а потом забылось… Даже в нашей стране многие были уверены, что молния на сапогах - заграничная находка. И выпускать их в Союзе в конце семидесятых прошлого века начали по австрийским эскизам-лекалам. Свои, первые, так и остались в театральных мастерских, а художница и модельер Вера Аралова ушла 26 августа 2001-го.

Автоматный калибр

Стрелковое оружие, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы нашей страны - это разработки Сергея Мосина и Владимира Фёдорова, Фёдора Токарева и Евгения Драгунова, Георгия Шпагина и Василия Дегтярёва, Игоря Стечкина и Николая Макарова, Алексея Булкина и Алексея Судаева, Александра Дементьева и Михаила Калашникова. Именно последним создан самый знаменитый автомат в мире - АК, автомат Калашникова. Первая модификация АК-47, выпускавшаяся с 1948-го, под патрон калибра 7,62 миллиметра. В 1974-м начат выпуск усовершенствованного АК-74, с патроном калибра уже 5,45. Новые патроны меньше весили, а значит, их можно взять больше, вначале проигрывали по беззвучности, но сразу выигрывали по кучности, скорости и дальности стрельбы; у них малая отдача, что позволяло, к примеру, движущемуся бойцу быстрее и точнее поражать мишень. И создание небольшой полости в узкой части патрона повлияло на поражающую способность: при столкновении с препятствием пуля начинала «кувыркаться», доставляя больший вред.

Разработка новых патронов началась, после того как извечные оппоненты из США начали переходить на калибр 5,60. В НИИ-61, которым руководил Виктор Сабельников, продумывали идею конструктора и технологи Борис Сёмин, М. Фёдоров, П. Сазонов, В. Волков, В. Николаев, Е. Зимин, П. Королёв, а руководила мужской группой Лидия Булавская, именно её, спроектировавшую новую гильзу, и называют «мамой патрона 5,45». Первую партию, два миллиона патронов, испытывали в Одесском военном округе, куда входил и наш полуостров, пристреливались бойцы 126-й мотострелковой Горловской Краснознамённой, ордена Суворова дивизии на полигоне в Перевальном, куда не раз выезжала и Лидия Булавская. Оценка - отлично, патрон принят на вооружение.

Лидия Ивановна появилась на свет в Туапсе в 1930-м, а после школы, где увлекалась точными науками и военным делом, поступила на патронно-гильзовый факультет Тульского механического института. Окончила с отличием и стала сотрудником отдела НИИ-61, позднее переименован в Цент­ральный научно исследовательский институт точного машиностроения, занимавшегося исследованиями и разработкой боеприпасов к стрелковому оружию. Дослужилась со временем до начальника сектора и за создание патрона стала лауреатом Государственной премии СССР.

Вот такие женские «придумки» советской эпохи, одни из многих. А что вам, уважае­мые читатели, запомнилось «Сделанного в СССР», пишите, будем вспоминать вместе.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.