Попытка номер десять

Обзор главных экономических событий недели

27 Февраль 2023 957
Новый пакет санкций запрещает экспорт в Россию автозапчастей, произведённых в Евросоюзе. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.
Новый пакет санкций запрещает экспорт в Россию автозапчастей, произведённых в Евросоюзе. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

Евросоюз принял очередной пакет антироссийских санкций - десятый по счёту. «В «чёрный» список включено 121 физическое и юридическое лицо, введены значительные новые ограничения на импорт и экспорт, запрещены российские пропагандистские СМИ», - сообщил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. В заявлении Совета Евросоюза говорится о расширении списка товаров, запрещённых к экспорту в Россию. В частности, в него добавлены электроника, спецтехника и запчасти.

Ничего нового

Согласно десятому пакету санкций запрещены не только поставки в Россию товаров двойного назначения (те, что могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях. - Ред.), но и их транзит через территорию нашей страны. Не разрешается импортировать из РФ синтетический каучук и битум, предоставлять мощности для хранения газа гражданам России.

«Новые санкции практичес­ки не содержат ничего нового, а только расширяют список лиц и организаций, на которых они распространяются, - прокомментировал доцент экономичес­кого факультета МГУ Максим Чирков. - Новые ограничения касаются более мелких банков, а крупные кредитные организации России уже прошли этот этап и адаптировались к условиям за несколько месяцев. Ничего сверхъестественного не будет, учитывая, что в общем-то уже понятно, как работать в условиях санкций, как выстраивать новые бизнес-модели. Отношение к санкциям должно быть спокойное. Нужно просто понимать, как с ними работать, и пытаться в этих условиях находить новые рынки сбыта, использовать конкурентные преимущества. Думаю, по результатам 2023 года российская экономика по совокупности факторов имеет все шансы показать неплохой уровень роста».

Чинить, а не утилизировать

Представители сразу четырёх комитетов Госдумы обратятся в Кабинет министров с предложением создать индустрию массового восстановления и использования автозапчастей, бывших в употреблении. В проекте письма с этими инициативами указано, что в России данная индустрия сейчас практически отсутствует, а в условиях жёстких экономичес­ких санкций это может стать одной из основных причин массового выхода автомобилей из строя. Между тем во многих зарубежных странах сектор восстановления и использования б/у запчастей широко развит и поддерживается государством.

«Создание производства по восстановлению б/у запчастей позволит значительно снизить зависимость российской промышленности от поставок деталей из-за рубежа, - подчеркнул президент Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. - В ином случае сложности с ремонтом могут коснуться миллионов грузовиков, от которых зависит снабжение регионов товарами, и почти миллиона автобусов. Трудности сейчас испытывают и обычные автовладельцы - на фоне дефицита комплектующих доля ремонта по ОСАГО в последние месяцы 2022-го снизилась до 5%». 

Товары с востока

В этом году на российский рынок выйдут 15-20 производителей одежды из Ирана. Их продукция будет дешевле турецких аналогов, отметили в Союзе торговых центров РФ. 

«Сейчас часть площадей в торговых центрах вакантна из-за ухода западных марок одежды, эти ниши постепенно занимают наши изготовители и производители из дружественных стран, - отметил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. - Иранцы заинтересованы в налаживании контактов с владельцами коммерческой недвижимости РФ, а также с потенциальными инвесторами для партнёрства с заказчиками контрактного производства собственных марок».

Страна-производитель для потребителей не принципиально важна, считают эксперты. Поэтому иранские товары начнут пользоваться популярнос­тью, если будут соответствовать текущим запросам покупателей. При этом на первых порах есть риски, связанные с низкой узнаваемостью брендов - это может повлиять на спрос.

Елена ЮМАНОВА.