Крым. Героизм. Осень 1943-го

28 Ноябрь 2023 1760
Схема мостов через Сиваш. Фото с портала Память народа.
Схема мостов через Сиваш. Фото с портала Память народа.

Нет, не только 80 лет назад, и не только на полуострове были мужество и героизм, отвага и преданность, стойкость и отчаянные рывки, когда за Родину - до конца. И вера! В победу. У всех, настоящих, в Советском Союзе. У бойцов на фронтах и народных мстителей в партизанских отрядах и подпольных группах, у тружеников тыла и тех, кто испытывал боль оккупации, - вера в победу и приближение её, каждый миг. Но в истории полуострова две осени Великой Отечественной, 1941-го и 1943-го, особые. Первая - оборона Перекопа, прорыв врага; залп 54-й береговой батареи в Николаевке и оборона Севастополя; борьба партизан и подпольщиков. Вторая - плацдармы на Перекопе и Сиваше, Керченско-Эльтигенский десант… Буквально клочки земли, так и говорили, «Клочок», «Пятачок», «Малая земля», что занимали и удерживали с тяжелейшими боями, помня боль десантов зимы 1941-1942-го - Керченско-Феодосийского, Евпаторийского, Судакского, Коктебельского, в которых, увы, не удалось воплотить мечту о спасении полуострова. В 1943-м бойцы Красной Армии, стремившиеся в Крым, делали даже, казалось, невозможное, чтобы воплотить. Помним.

Плацдармы наши

«Клочок», «Пятачок» - это Перекоп и Эльтиген, кровавые и героические, штурм и десант, «Малая земля» - Сиваш, форсирование и мост в Крым (не первый, был в истории борьбы России за полуостров там наплавной, 200 метров, на плавучих опорах-лодках, летом 1737-го созданный воинами Русской армии Петра Петровича Ласси). В 1943-м мост, по горло в ледяной воде и под постоянными бомбёжками и артобстрелами строили в ноябре воины Красной Армии 4-го Украинского фронта Фёдора Ивановича Толбухина - основательный, чтоб не только армия, 51-я Якова Григорьевича Крейзера, пройти смогла, но и орудия перевезти. Мостов было два, по заливу. Один, по схеме военных лет - 2040 метров (по воспоминаниям - два километра), от Херсонского побережья до острова Русский. До нашего плацдарма, уже занятого с боем воинами 10-го стрелкового корпуса Константина Павловича Неверова, форсировавшими залив благодаря проводникам Ивану Ивановичу Оленчуку (23 года назад в то же время вёл красноармейцев Южного фронта Михаила Васильевича Фрунзе на битву с белогвардейцами), Василию Кондратьевичу Зауличному, разведчикам Дмитрию Михайлову, Дмитрию Кудымову, Николаю Кормышину, взводу сапёров Ивана Назаренко. Второй мост, 1060 метров (по воспоминаниям - 700), от Русского на Крым. Впрочем, был ещё третий, ложный, не доходя до острова, в стороне, чтобы с толку сбить фашистов, хотя бомбили они всё одинаково. А ещё гать была, дамба, насыпь, чтобы тяжёлая техника, танки и самоходки, двинулись: от Херсонского до острова - 100 и 25 метров, между ними вброд, а от острова до Крыма весь путь параллельный мосту. Готовили её и бойцы, и жители окрестных сёл только что освобождённой Херсонщины. Под бомбёжками. Начштаба 4-го Украинского фронта Сергей Семёнович Бирюзов вспоминал: «Строительство велось днём и ночью. Саперы по 14-18 часов в сутки находились в ледяной, горько-солёной воде, под артиллерийским огнём противника. Чтобы читатель лучше представил, чего стоили нам эти сооружения, позволю себе назвать здесь две цифры. Нашим автомобилистам пришлось исколесить сотни тысяч километров, чтобы доставить к месту строительства в совершенно безлесную Таврию 3600 кубометров брёвен и досок да около 500 тонн металлических поковок». А один из создателей моста Азат Артёмович Григорян рассказывал нам: «Из рельс сварили квадратную основу, обшили снизу и сверху толстыми досками, положили на дно залива, а уж на эту основу крепили сваи и опоры, покрытые деревянным настилом».

Мосту быть

В Центральном архиве Министерства обороны страны мы нашли боевые журналы 12-й штурмовой инженерно-сапёрной Мелитопольской Краснознамённой (за Сиваш. - Ред.), орденов Суворова (за Севастополь), Кутузова и Красной Звезды (наименование на конец войны) бригады Петра Георгиевича Павлова (Панчевского), строившей мост, и одного из батальонов занимавшейся обслуживанием сооружения 7-й Краснознамённой (за Севастополь) Симферопольской (за Сиваш и Симферополь) штурмовой инженерно-сапёрной бригады (Анатолия Николаевича Буркова, позже Петра Харитоновича Бесценного).

12-я бригада, 6 ноября 1943-го. «В ночь на 6 ноября составлен проект моста, ответственные составители проекта - главный инженер строительства капитан Дуплевский (Александр Семёнович) и старший помощник начальника 2-го отделения инженер-капитан Жадович (Вячеслав Казимирович)». Азат Григорян вспоминал ещё старшего лейтенанта Исаака Александровича Симоновского и капитана Льва Михайловича Белявского. «Разведротой произведена работа по провешиванию оси моста. Прибыли геологи отряда Спецгео №6 лейтенант Варжель (Иван Георгиевич) и доцент Попов (увы, имя-отчество не узнали), которые провели предварительную разведку грунтов по оси моста». Несколько батальонов бригады направили на разборку железнодорожной узкоколейки и нежилых строений в радиусе 300 километров от места строительства, два батальона продолжали обеспечивать переправу армии вброд». 7 ноября. «Проект моста утверждён начальником инжвойск 4-го УФ (тогда Иван Андреевич Петров, с февраля 1944-го - Захар Иосифович Колесников. - Ред.). Принят к строительству вариант в районе острова Русский». 8 ноября. «Произведена разбивка строительства на районы: Северный, начальник замкомандира бригады гвардии подполковник Иванов (Илья Иванович), южного - командир 63-й инженерно-сапёрной бригады подполковник Поплавский (Григорий Никитович), Крымского района - командир 121-го инженерно-сапёрного батальона капитан Ростовцев (Александр Сергеевич). Начальник снабжения строительства - бригадный интендант 12-й бригады капитан Шапиро (Израиль Григорьевич). Районы разбиты на строительные участки, которые возглавляются командирами батальонов. Членом Военсовета фронта запрещена разборка узкоколейной железной дороги, в связи с этим пересмотрен проект моста - клетчатые опоры заменены на рамные, а прогоны из рельс пересчитаны на деревянные». 

8 ноября. «Батальоны приступили к изготовлению элементов моста. Сформирована транспортная группа, начальник - командир роты управления Тимошин (Александр Андреевич). Весь автотранспорт и 70% конного переданы в транспортную группу, прибыло 60 машин (ЗиС-5 и Студебеккер) из 19-го танкового корпуса» (комкор Иван Дмитриевич Васильев).

11 ноября. «Получено разрешение от начальника инженерных войск фронта на использование трофейных рельс и шпал для строительства моста. <> Приказ начальника штаба фронта (Сергея Бирюзова) - начало постройки моста с 12 ноября, несмотря на то, что детали моста не готовы (их изготовляли в местах заготовок, вдали от строительства). В связи с этим принято решение о постройке ложного моста, так как обеспечить внезапность постройки моста не удастся». 12 ноября. «В ночь на 12 ноября началась перевозка заготовленных деталей. Ночью батальоны (56-й, 57-й, 58-й, 59-й, 60-й, 31-й отдельный) сосредоточились в районе постройки моста, оставив по одной роте на заготовку материалов и деталей моста. С утра 58-й батальон начал укладку фашинной (связки прутьев) гати у северного берега Сиваша, 59-й и 60-й батальоны спустили в воду первые опоры, 121 батальон начал переправлять фашины на Крымский берег Сиваша». 13 ноября. «За сутки заготовлена 81 рама, опущено в воду для установки 44 опоры, установлено 9, остальные введены в линию моста, но не закреплены. В связи с дождливой погодой дороги испортились, автотранспорт работает с большим напряжением, подвезено 178 штук рельс для прогонов. Над районом строительства пролетел самолёт-разведчик противника». 14 ноября. «Закончена постройка гати на Северном районе строительства. Установлена 21 рама, опущено для установки 60 рам. Начата укладка рельсовых прогонов. Принято решение строительство ложного моста производить силами 56-го батальона, так как штабом инженерных войск фронта отказано в выделении маскировочной роты. Начальником строительства ложного моста назначен командир батальона Михаль (Николай Павлович).

15 ноября. «Начато строительство ложного моста. Закончена установка рамных опор на первом строительном участке Северного района. К исходу дня спущено на воду и введено в линию моста 180 рамных опор». 16 ноября. «В ночь на 16 ноября на Сиваше поднялся шторм. Весь личный состав поднят по тревоге для борьбы со штормом. Три опоры вынесены из линии моста. Противник начал артиллерийский обстрел. Прямым попаданием разрушено три пролёта моста (убит один солдат и ранено - 7). Разрушенные пролёты полностью восстановлены. Принято решение о постройке съезда на Северном берегу, приступил 57-й батальон. Строительство ложного моста продолжается». 17 ноября. «Начата установка опор на южном районе строительства. Строительство посетил начальник инжвойск 51-й армии генерал-майор Баженов (Алексей Николаевич). Противник вёл артобстрел моста и гати, ранен боец»…

Раненные, погибшие - битва. Шторм, обстрелы, бомбёжки постоянно разрушали мост, но наши бойцы восстанавливали, чтобы однажды… О том, о боевом журнале 119-го батальона 7-й бригады - в завтрашнем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.