Как стать индивидуальным предпринимателем

15 Ноябрь 2023 362
Если у вас есть цифровая подпись, то зарегистрировать ИП можно полностью дистанционно.
Если у вас есть цифровая подпись, то зарегистрировать ИП можно полностью дистанционно. Фото Анны Кадниковой.

Многие желают выйти из замкнутого круга и перестать жить от зарплаты до зарплаты. Сделать это непросто. Как минимум, придётся найти дело по душе, составить хотя бы примитивный бизнес-план и начать воплощать его в жизнь. А чтобы у государства не было к вам претензий, необходимо всё должным образом зарегистрировать. Например, оформить индивидуальное предпринимательство.

Ищем подходящий код

Прежде чем приступить к регистрации, вам надо будет определиться, чем именно вы будете заниматься. После этого можно искать в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности подходящий для вашего бизнеса код. К этому стоит отнестись внимательно, так как от этого будет зависеть размер налога и страховых взносов. Если же код ОКВЭД не будет совпадать с вашей реальной деятельностью, то у вас появятся проблемы с контрагентами, банки смогут блокировать ваши операции, а налоговая выписывать штрафы.

Выбрать можно сразу несколько кодов, ограничений нет. Но стоит учитывать, что некоторые из них не позволят вам перейти на специальные режимы налогообложения.

Тот вид деятельности, который будет приносить основной доход, нужно выбрать основным. От него зависит ставка страховых взносов за сотрудников.

Большинство государственных программ поддержки предпринимательства часто привязаны к ОКВЭД. Поэтому если вы изначально рассчитываете на какую-то поддержку со стороны государства, то выбирайте код, который позволит её получить.

Выбираем налоговый режим

Для индивидуальных предпринимателей разработано несколько специальных режимов налогообложения. Но, если вы не выберете какой-то из них, то по умолчанию попадёте на общий режим налогообложения. Он не самый удобный для ИП: налоги по нему наиболее высокие, а отчётность настолько сложна, что без помощи бухгалтера вести её будет сложно. Поэтому лучше потратить пару часов и выбрать наиболее подходящий режим. Это позволит сэкономить в будущем массу денег и времени.

К примеру, если вы собрались заняться выращиванием какой-нибудь сельскохозяйственной культуры, то вам подойдёт единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Для небольшого бизнеса подойдёт патентная или упрощённая система налогообложения (УСН). Главное - убедиться, что ваш код ОКВЭД совместим с этой системой и вы укладываетесь в лимиты по доходу и штату сотрудников.

Какие документы понадобятся?

Чтобы зарегистрировать ИП, понадобится собрать небольшой пакет документов. В первую очередь понадобится заполнить заявление о регистрации по форме Р21001 - бланк и образцы заполнения можно найти на сайте ФНС. Также понадобится паспорт и его копия, квитанция об оплате госпошлины. В этом году её размер составляет 800 рублей. Оплачивать пошлину не нужно, когда вы подаёте документы через сайт ФНС и заверяете заявление электронной подписью. Также пошлина не взимается, если всё оформляется через нотариуса или многофункциональный центр (МФЦ).

Если вы выбрали один из специальных режимов налогообложения, то понадобится приложить два экземпляра заявления на патент, либо уведомления о переходе на УСН или ЕСХН.

Для некоторых видов бизнеса могут понадобиться лицензии или дополнительные справки. 

Как подать документы?

Оформить и передать документы в налоговую можно несколькими способами. Если новые веяния вам чужды, то можете по старинке прийти в отделение ФНС по месту вашей регистрации или многофункциональный центр. Специалисты помогут исправить допущенные ошибки и зарегистрировать документы.

То же самое можно сделать через нотариуса. Он заверит подпись на заявлении и самостоятельно отправит документы электронным или заказным письмом. За эту услугу ему, конечно, придётся заплатить. Как правило, ценник в таких случаях колеблется в пределах 1-2 тысяч рублей. 

Во многих банках также можно оформить ИП. Эта услуга будет оказана бесплатно при условии, что вы откроете в этом банке расчётный счёт для своего бизнеса. Банки настолько заинтересованны в этом, что готовы помочь вам выпустить цифровую подпись, подготовить необходимые документы и отправить их в налоговую службу.

То же самое можно сделать дистанционно и без посторонней помощи. Для этого надо будет воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС или мобильным приложением «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Когда вашу заявку рассмотрят, надо будет лишь прийти в ФНС и поставить подпись в документах. 

Если у вас есть цифровая подпись, то посещения офиса налоговой можно и вовсе избежать. Цифровую подпись можно оформить бесплатно в приложении «Госключ».

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.