Не детский стандарт
Обзор главных экономических событий недели
В России разработали ГОСТ на детские игрушки, который впервые классифицирует эту категорию товаров по возрасту, предназначению, сырью и другим важным параметрам. Документ делит игрушки на 48 типов. Среди них, например, игровой набор, игрушка магнитная, летающая, мячик, игрушка с пистонами и так далее. Прежде терминологии и классификации для игрушек в нашей стране не было вообще.
Игрушечный ГОСТ
Игрушки разделили по возрастной группе: младенчество, раннее детство, затем дошкольное, младшее школьное и подростковое - до 14 лет. Также продукцию предлагается делить по таким группам, как вид деятельности (физический, интеллектуальный и так далее), воспитательное назначение (развитие движений и восприятий, силы, ловкости и прочее), по виду применяемого сырья (пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые и так далее). Всего в ГОСТ включено более 20 категорий.
«Сейчас в части случаев возникает вопрос, к какой продукции отнести тот или иной товар. ГОСТ должен разрешить такие споры, - отметила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Конечно, рынок игрушек для детей строго регулируется. Например, компании должны исполнять требования технического регламента о безопасности и качестве таких товаров. Но так как в стране нет понятийного аппарата, эти нормы можно обходить».
Некоторые производители, например, определяют свою продукцию как сувенирную, а не предназначенную для детей. Это позволяет им не исполнять все обязательные требования законодательства.
Цена за эталон
В октябре Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, обязывающий торговые сети и магазины указывать цену за килограмм или литр.
«Россияне привыкли по традиции покупать эталон объёма или веса товара. Например, литр кефира или определённое количество яиц в упаковке. Однако сегодня можно увидеть, что цена за товар не меняется, а вот количество продукции сокращается. Например, вместо десяти яиц в упаковке продаётся девять, вместо литра продукта - 900 или 800 мл, - пояснил автор законопроекта вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. - Такая ситуация вызывает раздражение и недоверие потребителей. После принятия законопроекта мы будем вносить изменения в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы предусмотреть наказание за невыполнение данного закона».
Законопроект введёт обязательство для магазинов указывать не только цену за товар, но и стоимость пропорционально весу, объёму или количеству. Это повысит информированность потребителей. Например, два пакета молока стоят одинаково, но в одном ровно литр, а в другом 900 мл. Значит, вторая марка дороже. Но с первого взгляда это неочевидно. Так что указывать кроме стоимости товара и цену за конкретный объём логично.
Олива не уродилась
Торговля получила уведомления от поставщиков оливкового масла о существенном повышении цен на продукцию - на 40-50% по сравнению с ценами во втором полугодии 2022-го. Речь идёт о производителях и поставщиках из Испании, Италии, Греции, Турции и Туниса.
«Изменение цен партнёры объясняют конъюнктурой рынка: низкой урожайностью исходного сырья (оливки), сдержанными прогнозами по урожаю 2023 года, - прокомментировали в Ассоциации компаний розничной торговли РФ. - Для российских компаний также значимым фактором оказывается снижение курса рубля к евро. Оливковое масло - премиальный продукт, изменение цен на который практически не отразится на кошельке массового покупателя, основной спрос которого в этой категории приходится на подсолнечное масло».
Значительная часть ассортимента торговых сетей в России сегодня представлена запасами, сформированными до корректировки оптовых цен, подчеркнули в АКОРТ. Увеличение закупочной стоимости будет транслироваться в цену на полке, но этот процесс станет постепенным.