Самозанятый поневоле
Бизнесмены часто ищут способы оптимизировать расходы предприятия и иногда пытаются сделать это за счёт своих работников. Например, при приёме на работу уговаривают их оформить самозанятость. Такое требование они объясняют тем, что за счёт снижения налоговой ставки работник сможет получать «на руки» больше денег. При этом умалчивается о нескольких крайне важных нюансах. Давайте разбираться, что кроется за предложением оформить самозанятость и стоит ли на него соглашаться.
Как вы уже догадались, дело вовсе не в заботе о работнике и желании увеличить его реальный доход. Дело в экономии. По общему правилу самозанятый сам платит за себя налоги. Если он продаёт свои услуги физическим лицам, то платит 4% от дохода, если юридическим - 6%. Это в 2-3 раза меньше стандартного НДФЛ. При этом самозанятому не положены больничные, декретные или отпускные выплаты. Пенсионный стаж и баллы, по умолчанию, также не накапливаются.
Работодатель не связан с самозанятым трудовым договором, а значит, предприниматель может серьёзно сэкономить на налогах и социальных взносах. Ему нет необходимости делать обязательные отчисления на единый налоговый счёт (ЕНС) - на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (ОМС), а ещё делать страховые взносы от несчастных случаев (НСиПЗ).
Уволить самозанятого работника тоже куда проще. Для этого не надо искать вескую причину, обосновывать решение, выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск. Самозанятого могут уволить одним днём, просто потому, что начальник так захотел.
Кроме этого, самозанятые не могут получать налоговые вычеты. Купив квартиру, самозанятый не вернёт себе часть потраченных на это денег, так как налоговый возврат положен только тем, кто платит налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Из всего вышесказанного понятно, что предложение устроиться на работу под видом самозанятого невыгодно работнику. Соответственно от него лучше отказаться. Если же будущее руководство требует оформить этот статус в ультимативной форме, то он явно нарушает закон. Юридически уличить его в этом почти невозможно, поэтому лучше просто найти другую работу.
Если же речь идёт о действующих работниках, то их перевод на «самозанятость» и вовсе неправомерен. По закону, между увольнением сотрудника и заключением договора с самозанятым должно пройти не менее двух лет. Это сделано специально, чтобы работодатели не уклонялись от налоговых и социальных обязательств и не ущемляли права работников.
Даже если начальник наплюёт на закон и рискнёт «провернуть» эту схему, его будет легко уличить в этом. При формировании чека по доходам от юрлица или ИП самозанятый указывает ИНН плательщика. Этот чек автоматически уходит в налоговую. Когда ФНС выявит такое нарушение, работодателю придётся уплатить и НДФЛ, и страховые взносы с зарплаты работника, а также пени и штрафы до 40% от невыплаченной суммы налогов (ст.122 НК РФ) плюс админист-
ративный штраф до 100 тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).