Николай Майоров: Первенство голливудской «фабрики грёз» - миф

30 Март 2023 1147
Фото из архива Николая Майорова.
Фото из архива Николая Майорова.

С киноведом Николаем Майоровым крымчане познакомились в дни проведения кинофестивалей «КрымДок» и «Солнечный остров». И узнали много интересного на творческих встречах и кинолекториях с показом восстановленных Николаем Анатольевичем первых советских мультипликационных и стереофильмов.

Досье

Киновед, режиссёр-оператор, лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков при Союзе кинематографистов Российской Федерации, родился в Москве 30 января 1956 года. Занимается изучением истории развития кинематографических систем и восстановлением кинофильмов цифровым способом. Член Союзов кинематографистов и журналистов России. Занимается популяризацией истории кино и кинотехники. Продюсер «Центра-студии национального фильма «ХХI век», лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ. Возглавлял жюри пятого кинофестиваля «КрымДок».

 

Поговорили с ним о достижениях отечественного кинематографа для наших читателей. 

- Николай Анатольевич, все так привыкли считать «законодателем моды» - изобретателем всего нового, американский Голливуд, что к иному мнению относятся недоверчиво и даже скептически. 

- Не мешало бы вспомнить, кто создавал этот центр американской киноиндустрии, и кто его прославил. А это люди - с русскими корнями. Выходцы из Российской империи, поделившиеся своим талантом и прославившие заокеанский кинематограф. Об этом сейчас можно легко узнать из интернета, не буду повторять известные имена. К тому же, дело даже не в них. А в том, что мы во многом опередили американскую кинофабрику грёз. 

- В чём, например? 

- «Заря» стереоскопического кино «занималась» у нас. В то время как во всех странах стереофильмы смотрели через очки, в Советском Союзе картины показывали по разработанной у нас единственной в мире системе линзо-растрового экрана, благодаря которой можно было без очков получать стереоэффект.

- Вы хотите сказать, что наши зрители увидели первыми в мире стереоскопический фильм, для которого не требовались специальные очки? 

- Именно так. Это была картина «Земля молодости», больше известная как «Концерт». К началу войны её посмотрели более полумиллиона зрителей.

- Значит, существовали специально оборудованные кинотеатры?

- К сожалению, в 1941 году успели открыть только один - в Москве. Открытие остальных двенадцати - в Ленинграде, Киеве и других крупных городах СССР остановила война. После войны из-за технической сложности изготовления специальных экранов окрыли только пять: в Москве, Киеве, Ленинграде, Астрахани и последний - в 1966 году в Одессе. Все они работали до начала 70-х годов, когда перешли на демонстрацию стереофильмов по системе «Стерео-70» - с очками. Сейчас в Научно-исследовательском кинофотоинституте идут совершенно уникальные разработки интегрального стереоизображения для телевизионного экрана. 

- То есть, мы сможем смотреть стереокино не выходя из дома и без очков?

- Совершенно верно. В очках и сейчас можно, сидя на диване любоваться стереоэффектами. 

- Звучит, как развенчивание мифа о том, что все стереотехнологии были «импортированы». 

- Миф и есть. Ещё в тридцатые годы прошлого века всё это у нас активно развивалось по методу одного из крупнейших отечественных изобретателей в области кинотехники Евсея Михайловича Голдовского, который использовал анаглифный способ демонстрации фильмов. Совершенно новый шаг был сделан в 1942 году. Семён Павлович Иванов, инженер Борис Тимофеевич Иванов и Александр Николаевич Андриевский, снявший фильм «Концерт», создали светосильный растр. В 1945 году был снят фильм «Парад молодости». Он, к сожалению, не сохранился. Сохранился фильм 1947 года «Робинзон Крузо». Тогда же был снят и вышел фильм «Машина 22-12», который зрители сегодня знают больше как «Счастливый рейс», поскольку его под этим названием довольно часто показывают в плоском варианте на телеканалах «Культура» и «Домашний». Старшее поколение помнит весёлую песенку, которую исполняет замечательный актёр Михаил Жаров в роли шофёра Зачёсова: «Еду-еду-еду я по свету, у прохожих на виду…». Вместе с ним снимались наши, как теперь сказали бы, звёзды: Николай Крючков, Вера Орлова, Ольга Викланд. Прекрасная комедия, которая и сегодня смотрится и вызывает эмоции. 

- Эра стереокино у нас делилась на несколько периодов? 

- Да. С 1941 была эра растрового кино. Она закончилась в 1968 году. «Человек в зелёной перчатке» легендарного режиссёра Николая Экка был последним фильмом, показанным в кинотеатре на линзово-растровом экране. И началась эра новая. С первого советского стереоскопического широкоэкранного фильма по полароидному методу - «Вечер в Москве». Картина музыкальная, с клоуном Олегом Поповым, с набором «стандартных» стереоскопических эффектов - «выбрасыванием» в зал булав, колец, цветочков. Фильм-аттракцион шёл достаточно долго в кинотеатре «Рекорд», в здании большой спортивной арены стадиона «Лужники». Всё идёт вперёд, и дальше наступает эпоха отечественного широкоформатного кино с использованием 70-миллиметровой плёнки - «Стерео-70», разработанной группой сотрудников стереолаборатории во главе с Андреем Григорьевичем Болтянским. Эпоха системы «Стерео-70» закончилась полным триумфом: ей присудили премию «Оскар» за технологические достижения. Всего в СССР было разработано 10 стереосистем. Это история великого восхождения!

- Какие из тех стереофильмов и сегодня заслуживают внимания? 

- Бестселлером всех времён и народов я назвал бы фильм «Таинственный монах», который с 1968-го продержался в прокате почти десять лет! Он шёл по всему Советскому Союзу в стерео- и плоском варианте. И, надо отметить, в этом фильме не было давления стереоэффекта над изображением. Всё было лихо, живо и, главное, интересно. Александр Николаевич Андриевский, пионер нашего стереокино, снимавший первые стереофильмы по безочковому методу, снял «Парад аттракционов» - откровенное «стереошоу». Эффект был потрясающий, и хорошо наблюдался с любого места в зале. Потом вышел фильм «SOS над тайгой», тоже детектив, и он прекрасно смотрелся. В 1977 году по системе «Стерео-70» был снят первый кукольный стереомультфильм «Сувенир». Потом были мультфильмы «Волшебное озеро» и «Когда поют мужчины». Неплохой фильм-сказка «На золотом крыльце сидели». Последний фильм одного из создателей отечественного стереоскопического кинематографа Александра Андриевского - «Замурованная в стекле». Музыкальный фильм-сказка «Всадник на золотом коне» Василия Журавлёва по мотивам старинных башкирских преданий. Очень интересный научно-популярный фильм «Игры животных». В 1987 году был совершенно чудный фильм - музыкальное ревю «Она с метлой, а он в чёрной шляпе». Последним фильмом, снятым по системе «Стерео-70», стал «Рысь идёт по следу» 1994 года, игровой и в то же время научно-популярный.

- А с какого фильма началась ваша любовь к кино, превратившаяся в профессию?

 - В 1960 году вышел на экраны полнометражный цветной художественный фильм-сказка Александра Роу «Марья-искусница» московской киностудии имени Горького, на который меня привела мама в кинотеатр «Звезда». А вообще главным путеводителем по кино был мой дедушка по папиной линии. Кожевенник по профессии, он был великим киноманом. Любимым его фильмом был «Чапаев». Вторая картина, которую безумно любил дедушка, «Броненосец Потёмкин» Эйзенштейна. Эти фильмы меня и привели в профессию. 

О рождении в нашей стране мультипликации и её преимуществах перед нынешней анимацией - следующая беседа.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.