БАМ XXI века
После того как было приостановлено авиасообщение с Крымом, сухопутный маршрут на полуостров через Краснодарский край стал востребован, как никогда. По нему едут туристы и командировочные, везут всевозможные, в том числе срочные, грузы. В летние месяцы водители тратят на проезд существующего участка двухполосной дороги А-289 до пяти часов. Это связано с ограничениями скоростного режима до 60 км/ч и невозможностью совершить обгон, что приводит к пробкам. Решить проблему должна новая трасса к Крымскому мосту.
На сегодня она уже готова на 50%. После завершения строительных работ домчаться по ней с Кубани в Крым можно будет всего за два часа.
- Протяжённость существующего маршрута А-289 - 151,7 км, а новой дороги - 119. Таким образом, строящийся подход к Крымскому мосту короче почти на треть, - констатирует вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. - Дорога будет четырёхполосной и с разрешённой скоростью движения 90 км/час. Все работы закончим в 2024 году.
Новую трассу к Крымскому мосту строят в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Предельная стоимость объекта составляет 99,405 млрд. рублей. Трасса будет проходить в стороне от населённых пунктов, что позволит вывести из них весь транзитный транспорт. На новой дороге построят десять разноуровневых развязок для съезда к городам, посёлкам и станицам Краснодарского края. При этом на трассе не предусмотрено светофоров, что должно дополнительно увеличить её пропускную способность. Светофоры установят только на переходах хутора Телегин, в посёлке Краснодарский и в станице Ивановской. Все будут подключены к автоматизированной системе управления дорожным движением. Зелёный свет для пешеходов будет включаться кнопкой вызова.
- Трасса пройдёт над водными преградами, оврагами и региональными автодорогами, поэтому мы возводим 49 мостов и путепроводов, - рассказывают в пресс-службе федерального дорожного агентства (Росавтодор). - На них устраиваем свайные основания, стойки опор, монтируем пролётные строения. Строительство трассы мы начали ещё в 2020 году. С тех пор подготовили участок для дороги с нуля, разминировали его и нашли древние артефакты. Сейчас дорожники устраивают насыпь земляного полотна основного хода (в некоторых местах её высота достигает 12 метров) и нижний слой основания из щебёночно-песчаной смеси. Там, где оно уже подготовлено, началась укладка верхнего слоя основания из асфальтобетона - первого из трёх предусмотренных.
Работы идут круглосуточно. В строительстве трассы задействованы более 1,5 тыс. человек и свыше 780 единиц техники. В проекте участвуют специалисты со всей страны. Рабочие называют его «БАМ XXI века».
Новая трасса пройдёт южнее действующей А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк. Её строительство ведётся в два этапа. Первый участок протяжённостью 68 км соединит Славянск-на-Кубани и хутор Белый, откуда начинается ближний автодорожный подход к Крымскому мосту. Вторая очередь трассы длиной 51 км пройдёт от развязки Дальнего западного обхода Краснодара у Марьянской до Славянска-на-Кубани.
При прокладке новой трассы приходится учитывать не только рельефные, но и экологические особенности региона. Например, переносить рисовые чеки.