К 85-летию со дня рождения Владимира Высоцкого

25 Январь 2023 103
В 2018 году на стене Матросского клуба, в Севастополе, установлена памятная доска Высоцкому. Фото с сайта sevastopol.su
В 2018 году на стене Матросского клуба, в Севастополе, установлена памятная доска Высоцкому. Фото с сайта sevastopol.su

25 января 1938 года родился Владимир Семёнович Высоцкий. Актёр театра и кино, автор и исполнитель собственных песен, поэт и литератор, бард и кумир молодёжи. Но главное - он олицетворял собой целую историческую эпоху в жизни советской страны. «Жил» во многих советских семьях на магнитофонных кассетах и пластинках.

Писать, по собственным словам, Высоцкий начал с юных лет, сначала детские стихи, а став постарше - всевозможные пародии. Закончив Школу-студию МХАТ в 1960 году, Владимир Семёнович работал в нескольких московских театрах, пока, наконец, в 1964 году не стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где прослужил до конца жизни.

Сниматься в кино Высоцкий стал ещё в студенческие годы, затем сыграл несколько ролей в фильмах «Я родом из детства», »Короткие встречи», «713-й просит посадку», «Карьера Димы Горина», «Штрафной удар».

Владимир Высоцкий был талантливым, запоминающимся киноактёром. Пожалуй, самой значительной ролью в кино было воплощение на экране образа оперативника Глеба Жеглова из легендарного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Сюжетная линия фильма как бы противопоставляла двух героев Шарапова и Жеглова. И если Шарапов выглядел на экране как абсолютно положительный герой, то Жеглов как собирательный образ типичного опера, которого мы, зрители, любили и уважали никак не меньше Шарапова. Гибель бывшего фронтовика Левченко от рук Жеглова только подчёркивает драматизм сюжетной линии фильма, но не ложится тёмным пятном на репутацию Глеба Жеглова. На его месте в тот момент поступил бы именно так любой милиционер и молчаливое сожаление на лице Жеглова от случившегося только подчёркивает трагизм ситуации. Вот почему симпатии к киногерою, роль которого сыграл Высоцкий, всё же перевешивают симпатии к киногерою Владимира Конкина, воплотившего образ Шарапова. За роль Жеглова артист стал лауреатом Государственной премии СССР и это явилось единственным официальным признанием его заслуг.

Ещё один фильм сделал Владимира Высоцкого очень популярным в народе. Это кинолента «Вертикаль», снятая в 1967 году Станиславом Говорухиным по довольно рядовому сценарию. Именно после выхода на экраны этого фильма артист стал легендой и кумиром большинства жителей советской страны.

Роль радиста Володи, воплощённая на экране Владимиром Семёновичем, была не главной. Да и сам фильм не стал бы таким популярным, если бы не его «Песня о друге» и «Вершина» в собственном исполнении. 

Ряд киноработ Владимира Семёновича связан с Крымом. Первый фильм «Увольнение на берег» снимали в 1962 году в Севастополе. Его сюжет - о чистых человеческих отношениях, любви и взаимопомощи. Высоцкий в нём сыграл роль матроса Петра и в компании молодых Льва Прыгунова, Ариадны Шенгелая смотрелся весьма неплохо. В кинокартине «Служили два товарища» он исполнял главную роль белогвардейского поручика Брусенцова и сделал это блестяще, передав весь трагизм братоубийственной гражданской войны. Фильм «Плохой, хороший человек», снятый по мотивам повести А. П. Чехова «Дуэль», имеет широкий круг почитателей. В нём противопоставляются два характера, непримиримых врагов Лаевского (Олег Даль) и фон Корена (Высоцкий). Прекрасная игра двух выдающихся актёров наполнила сюжет фильма философией взаимотношений двух антиподов, часто встречающихся в обществе.

При жизни Владимира Высоцкого о существовании Театра на Таганке знали не только театралы, но люди всех возрастов и многих профессий со всех уголков необъятной страны. Попасть на спектакли этого театра мечтали и москвичи, и гости столицы. Самоотдача на сцене Владимира Семёновича была фантастическая. Он воплощал свои сценические образы на пределе человеческих возможностей. Феномен личности Высоцкого проявлялся и в том, что каждому зрителю, сидящему в зале до последнего ряда балкона, казалось, что он обращается именно к нему одному. Таков был магнетизм дарования этого гениального артиста. Он завораживал, гипнотизировал зрителей своей сценической игрой, от него невозможно было оторваться. Конечно, в успехе театра сыграл свою выдающуюся роль и главный режиссёр Юрий Любимов. Марина Влади признавалась, что отдала своё сердце Высоцкому, когда увидела его игру на сцене театра на Таганке в постановке «Пугачёв» в роли Хлопуши. 

И всё же Владимир Семёнович Высоцкий не занял бы своё место на пьедестале искусства нашей страны, если бы не его авторская песня. В 60-70-е в Советском Союзе было время таких бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Юрий Кукин, оставивших яркий след в истории создания и исполнения песен собственного сочинения. Но самым крупным бриллиантом в этом драгоценном созвездии исполнителей был Владимир Высоцкий. 


Большое граффити в Судаке, на улице Ленина, 35а, создали художники в 2016 году. Фото Александра КИРЬЯКОВА.

 

Свою первую песню «Татуировка» он написал ещё в 1961 году, а всего его авторству принадлежит около 600 песен и 850 стихотворений. Во время своих выступлений перед зрителями в всегда переполненных залах он разговаривал с людьми, пришедшими послушать его песни. Это создавало единство между музыкантом и слушателями и производило на многих невероятно сильное впечатление. Причём такая манера донесения своих мыслей и чувств, заложенных в песнях, была только у Высоцкого. Он был, как оголённый нерв всего народа.

Пронзительная правдивость и сила его песен достигала самых затаённых уголков души многих советских людей. А темы его песенных стихов были самые разнообразные, по всему спектру общественной жизни: философские, шуточные, блатные, о войне, о любви, о спорте, о горах и море, о дружбе и, конечно, о себе. Высоцкий своим творчеством заставлял людей думать. Его песни отвечали на запросы души советского народа и поэтому проникали в сознание каждого человека, становясь для них родными.

Особое место в его песенной поэзии занимали произведения на военную тему. В 1976 году при выступлении в МВТУ имени Баумана на вопрос, почему так много он пишет о войне, отвечал: «Война всегда - такое гигантское потрясение, оно всегда будет нас всех нервировать и волновать, и все, кто умеет держать ручку в руке и чего-то такое придумывать, обязательно будут возвращаться к этой теме. А потом мы же не воевали, но мы довоёвываем и, наверное, это просто от комплекса, от того, что не удалось ничего доказать там. Значит мы пытаемся сделать это сейчас». 

И он довоёвывал своими произведениями, ставя песенные памятники погибшим во имя Родины.

«Я кругом и навечно 

виноват перед теми,

С кем сегодня встречаться 

я почёл бы за честь.

Но хотя мы живыми 

до конца долетели,

Жжёт нас память 

и мучает совесть 

У того, у кого она есть.

Ярчайшей страницей в творчестве Владимира Семёновича являются песни о военных лётчиках: «Песня лётчика» и «Як-истребитель», она же «Песня самолёта-истребителя». Эти самые мощные и любимые песни проживали свою отдельную жизнь. В них поэт так вжился в образ лётчика, что многие ветераны войны считали, что он как бы сидел с ними в одной кабине. Благодаря этим песням тысячи мальчишек стали пилотами, и в этом заслуга Владимира Высоцкого.

Несколько десятков песен написаны Высоцким на вечную тему любви. Причём воспевал он как любовь плотскую в знаменитой «Наводчице», так и платоническую, - в тонких лирических «Дом хрустальный» и «Беда».

Но наиболее зримо Владимир Семёнович проявил свой талант в песнях социальных, я бы даже сказал философских. Их много, а вопросы, которые он в них поднимал, не освещались в центральной печати и в творчестве других мастеров песенного жанра, но волновали практически каждого жителя страны, умеющего думать и переживающего за судьбу Родины.

Феномен личности Владимира Семёновича Высоцкого заключался не только в том, что он был великим певцом своей эпохи, но и в том, что он являлся большим, надёжным и верным другом всего народа. 

Возвращаются все, 

кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых 

и преданных женщин.

Возвращаются все - 

кроме тех, кто нужней.

Я не верю судьбе, я не верю судьбе, 

а себе - ещё меньше.

И мне хочется верить, 

что это не так,

Что сжигать корабли 

скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь - 

весь в друзьях и мечтах,

Я, конечно, спою, я, конечно, спою - 

не пройдёт и полгода.


Александр БЫХОВЕЦ.