Писатель должен говорить с детьми о Донбассе

24 Январь 2023 420
Олег Рой: «От людей Донбасса исходит особый свет. Это родные, близкие, абсолютно русские люди». Фото РИА Новости.
Олег Рой: «От людей Донбасса исходит особый свет. Это родные, близкие, абсолютно русские люди». Фото РИА Новости.

Странная история вышла с новым романом Олега Роя «Неотправленные письма»: более десятка издательств отказались его печатать. Не потому, что Рой отошёл здесь от излюбленных мистики, сентиментальности и детской прозы, а потому что - объяснили автору - «тема не востребована». Роман у Роя посвящён Донбассу, рассказал корреспондент «Российской газеты».

Всё-таки издательство нашлось - «Вече». «Российская газета» уже писала, что в России тиражом более ста тысяч вышли сборники патриотичес­кой поэзии, их тоже «Вече» выпустило. И, кстати, не прогорело. В случае с новым романом о Донбассе там опять не сомневаются в успехе.

Жанр «Неотправленных писем» сам автор определяет как онлайн-роман: «История моих героев не завершена, они продолжают жить и сейчас, и после победы будут жить, то есть, история будет продолжаться». Рой говорит, что выхватил кусочек из жизни реальных людей. Одиннадцать солдатских писем переплетают судьбы главной героини, её мужа, главврача военного госпиталя, их детей, сотрудников, односельчан. Писатель Олег Рой рассказал, как изменил Донбасс и героев книги, и самого автора.

- Олег, над книгой вы начали работать практически сразу с началом СВО. Признайтесь честно: подстроились под конъюнктуру?

- Ещё до 2014 года я ездил на Донбасс. Встречался с читателями, в том числе самыми маленькими. Проводил фестивали и презентации. Стараюсь по сей день дарить всем, прежде всего - детям, радость. За эти восемь лет ничего не изменилось, разве что приезжать я стал чаще. Это просто моя жизнь - нести радость туда, где горе, дарить частичку света тем, у кого вокруг кромешная тьма. И книга - способ рассказать о том, что я считаю важным для всех нас.

- Съездить на Донбасс, чтобы там книжки подписать, - это одно. Совсем другое - погрузиться в эту жизнь. Что вы там делали?

- Счёт моим поездкам уже не на десятки, а на сотни, наверное. Был в Донецке и Луганске, Горловке и Волновахе, Мариуполе и Песках. Встречался с людьми, с детьми, бывал совсем близко к линии фронта, у солдат, в больницах и военных госпиталях.

- Тяжело?

- С одной стороны, конечно, тяжело видеть несправедливые страдания мирных людей, детей, женщин, стариков. Видеть раненых и тех, кто потерял близких. С другой - от людей Донбасса исходит особый свет. Это родные, близкие, абсолютно русские люди. Они настоящие, с ними хорошо и тепло. Одна женщина, мать троих детей, несколько недель просидела в подвале под непрерывным обстрелом. Ухаживала за ранеными мирными жителями, военных там не было. Готовила всем еду. Так вот, она со слезами попросила у меня прощения! За что?! Чтобы согреться в холод, им приходилось жечь книги, в том числе мои! Я сказал ей: Боже мой, да я рад, что мои книги грели вас в трудную минуту! Представляете себе, что это за люди!

- Вы сразу же открыто поддержали СВО, многих друзей после этого потеряли?

- Человек, который чёрной неблагодарностью платит своей стране, не может быть другом. Не жалею, что они исчезли с моего горизонта: это и мой выбор. Увы, но многие у нас живут в иллюзии своей незаменимости, не осознавая: всё, что получили, - в сущнос­ти благодаря ненавистной им стране и своему народу. Думае­те, все уехали, сбежали? Нет, многие просто притаились, чтобы не лишиться хлебного местечка. А для меня сегодня отношение к СВО - главный критерий, определяющий порядочность человека.

- В соцсетях вы рассказали, что хотите издать сборник донбасских рассказов для детей...

- За время поездок накопилось много историй, которые должны быть рассказаны и услышаны. Удастся ли издать их в виде сборника? Судя по тому, как сложно вышло с «Письмами», лучше не загадывать.

Максим ВАСЮНОВ.