Сергей Пускепалис. Актёр. Режиссёр. Патриот
Кажется, совсем недавно он улыбался симферопольцам на встрече в клубе «Формат А3». После знакомства и обстоя- тельного разговора «за жизнь» с интересом следила за его творческими взлётами в кино и театре. Порадовалась, что в качестве художественного руководителя пришёлся «ко двору» коллективу старейшего драматического театра России - Государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова. Скорбная весть о его трагической гибели по дороге в Донбасс с гуманитарной помощью грянула громом с ясного неба. Скорбит страна, скорбит президент Владимир Путин, отметивший: «Он всегда оставался честным и перед людьми, и перед самим собой. И в жизни, и в творчестве Сергей Пускепалис сохранял верность высоким нравственным, духовным ценностям, идеалам патриотизма и справедливости, поступал так, как велело сердце: помогал людям, поддерживал наших соотечественников, в трудные времена испытаний был рядом с жителями Донбасса».
Жизнь подарила ему успех, уважение коллег, признание зрителей за яркие роли в кино и на сцене, за жизненную позицию. Театр был его осуществившейся мечтой. Кино вошло в жизнь, когда был уже не мальчиком, но мужем. Среди наиболее известных картины ведущих режиссёров - «Простые вещи» и «Как я провёл этим летом», «9 дней и одно утро», «Скоро весна», «Ледокол», «Крик совы», «Жизнь и судьба».
К сожалению, встреча с ним была единственной, но не могла не запомниться в череде других. Он покорил какой-то особой детскостью, проскальзывавшей в лёгкой улыбке, во взгляде не мимо собеседника, как бывает у утомлённых славой, а глаза в глаза, ответами без наворотов.
Кино, принёсшее ему широкую известность, собирался снимать, а не сниматься в нём. Предложение Алексея Попогребского примерить на себя главную роль в картине «Простые вещи» принял, чтобы узнать, «как у них там в кино всё делается».
- Приехал, и увидел на площадке Леонида Броневого - легенду! - рассказал Сергей. - И главным для меня было не то, что вошёл в киномир, а что подружился с Леонидом Сергеевичем.
- Но против экранного искуса не устояли?
- Грешен: стал разрываться между театром и кино. Но всё же киноактёрство - как факультатив, не основное, но интересное и нужное, от которого уже не откажешься: те, у кого снимаюсь, становятся моими если не друзьями, то приятелями уж точно.
Снимался он в разном - не только в серьёзных, глубоких психологических картинах, но и в телесериалах, где тоже находил интерес:
- Конечно, телевизионный «Доктор Анна» с сериалами «Жизнь и судьба», «Крик совы» не сравнить. Но в нём было интересно побывать в шкуре кандидата в президенты страны. Эдакая сага о перестроечных девяностых годах была задумана, а получилось больше для домохозяек. Но такие ведь тоже нужны. Вообще, в кино никогда не знаешь, что в конечном итоге получится: на съёмках одно видишь, а смонтируют - диву даёшься. Это в театре ты сам выстраиваешь отношения со своим героем. А кино - полностью режиссёрский вид искусства. Мне пока ни за одну роль не стыдно, потому что всегда делаю её искренне.
Искренен Сергей Витауто был во всём. Работал без оглядки на кто что скажет. Не отрёкся от первой и оказавшейся единст-
венной его режиссёрской картины «Клинч», которая долго не выходила в широкий прокат, выпадавшая из принятого и по форме и по содержанию. Не обиделся, а своё спокойствие объяснил так:
- Фильм дерзкий очень по тем временам. Кто-то принял, кто-то категорически отверг. Но я никогда и ни в чём не стремился всем понравиться. Фильм снял о том, что у меня болело, размышляя о смысле жизни. Попытался через кино разобраться в себе и помочь моим сверстникам сделать то же самое.
В театре пьесы выбирал близкие по теме, не противоречащие его мировоззренческим позициям, написанные талантливым пером.
- Мне постановки помогают себя найти. Это процесс - на всю жизнь. И мне нужны единомышленники. Поэтому есть свои драматурги. И свои актёры, с которыми работать - словно в разведку пойти: только те, кому доверяешь, как самому себе. Не по пути мне с теми, кто считает, что можно выходить на сцену и заниматься собой, а не сутью предмета. Иной вообще считает, что он и есть предмет искусства. Один из законов: на сцене перед камерой надо думать не о себе, а о том, чтобы сделать зрителя соучастником открытий, которые ты сделал, работая над ролью. Ещё одна простая истина: игра должна быть партнёрской. Чем больше помогаешь партнёру, тем более естественным становишься, потому что занимаешься не собой. Думать, как выглядишь, - удел артистов с пониженной социальной ответственностью.
Сергей был человеком своего времени во всех отношениях. Откликался на всё волнующее его самого, коллег, окружающих. Мыслил трезво и взвешенно. Когда речь у нас зашла о повторных экранизациях классики, что многие неприемлют, как всегда, честно и прямо сказал:
- Для каждого поколения свой «Тихий Дон», своя «Анна Каренина», «Война и мир». Я в восторге от «Тихого Дона» Сергея Урсуляка. В фильме Сергея Герасимова все люди - памятники. Как в древнегреческих трагедиях. Они все для меня - сошедшие с Олимпа. А в современной экранизации - простые люди, попавшие в непростую ситуацию, сами создали такое, от чего нет поворота назад. Сейчас фильмы снимаются в другой эстетике. Чем больше будет вариантов экранизаций, тем лучше. Запрещать надо кино, которое подстрекает к экстремизму, порнографию, а все остальные высказывания имеют право на жизнь. Нет у нас неприкасаемых произведений. Каждый по-своему читает, почему же режиссёру на сцене или на экране не поделиться своим видением?
Говоря о человеке творческом, можно несколько видоизменить пословицу «Скажи, кто твой друг, скажу, кто ты», суть которой не изменится: «Скажи, кто твой ориентир в искусстве, скажу, кто ты в нём». Сергей признался, что для него это, прежде всего, плеяда советских мастеров, и конкретизировал:
- Особое отношение у меня к Павлу Чухраю, Илье Авербаху. К ним примыкают поляк Кшиштоф Кесьлёвский, Марк Захаров с его уникальной эстетикой. Нравятся детские фильмы американца Дэвида Линча. В отечественном авторском кино - все режиссёры кинокомпании «Коктебель»: Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Николай Хомерики, Вася Сигарев. Это всё мои товарищи. Юрий Быков, Слава Росс.
Почему снял всего один фильм, объяснил коротко:
- Нет ощущения, что надо снять обязательно. Жду, когда появится. Три сценария написал, осталось решиться.
Он считал, что все фильмы о минувшей войне должны быть антивоенными: чтобы не забывали, как это было, ради чего. И предупреждали, чем грозят человечеству попытки горячих политических голов решать насущные проблемы мира с позиции силы. Потери победивших и победителей - слишком высокая цена. Ничем не оправданная.
В дни прощания с Сергеем писали и говорили о его безоговорочной поддержке спецоперации на Украине, как он подчёркивал - вынужденной меры России, которая не может допустить разгула фашизма, ополчившегося, как и в годы зарождения, против страны непобеждённых и непобедимых. Гуманитарную помощь он привозил жителям Донбасса не по чьей-то указке, а по велению совести. И это было не только поддержкой нуждающихся в ней людей разных национальностей, на головы которых каждый день обрушиваются снаряды извергов человечества, но и его вкладом в грядущую победу.
Талантливый человек Сергей Пускепалис ставил долг превыше успеха и славы. Рок судьбы не победил его. Потому что обстоятельства не властны над нашей памятью. Патриотизм в жизни и творчестве дарит бессмертие.
6 октября в прокат выходит остросюжетная историческая драма «Сердце Пармы», роль в которой стала для Сергея Пускепалиса последней. А мы ещё не раз встретимся с ним у экранов телевизоров и в кинозалах и оценим большой талант нашего скромного современника.