Когда ты живёшь чем-то, это уже не работа, а любимое дело

17 Сентябрь 2022 1338
Андрей Кузьменко: «Занятия в школе для детей, проходящих по возрасту, бесплатные». Фото из открытого источника.
Андрей Кузьменко: «Занятия в школе для детей, проходящих по возрасту, бесплатные». Фото из открытого источника.

После 2014 года большинство видов спорта в Крыму переживало второе рождение не только по причине солидных денежных вложений, но и осознания совершенно других масштабов конкуренции со всеми вытекающими последствиями. Одной из дисциплин, где этот переход получился максимально плавным, стала пулевая стрельба. О её специфике, нюансах и результатах мы поговорили с директором профильной спортивной школы олимпийского резерва имени В. С. Клименко Андреем Кузьменко.

- Андрей Анатольевич, фраза «жизнь кипит» - про ваше учреждение? 

- Абсолютно точно. Сейчас есть всем понятные трудности с логистикой, однако наши спортсмены умудряются показывать отличные результаты. Недавно домой вернулась команда стрелковой школы со Спартакиады учащихся России. Мы там завоевали несколько медалей и, надо сказать, для меня это стало своего рода неожиданностью. Мы всегда рассчитываем на успех, но тут Крым выиграл конкуренцию у тех, у кого это сделать крайне трудно. Например, Московскую область, которая имела возможность собирать лучших из нескольких школ, а не одной, как у нас. 

- То есть, мы все равно пока в роли догоняющих по инфраструктуре? 

- Не совсем так. Есть масштаб. В той же Московской области больший спрос на это направление. Тем не менее мы сделали колоссальный прыжок в сторону развития стрелкового спорта. Я сравню с украинскими временами. Отсутствие малокалиберных тиров, федерация в Киеве являлась настолько националистической, что мы, выражаясь боксёрской терминологией, должны были побеждать только нокаутом и только тогда крымских ребят брали на топ-соревнования. Самый простой и понятный всем пример. Знаете, какая рабочая площадь школы в тот период? До тысячи квадратных метров. Сейчас у нас шесть тысяч «квадратов». Тренеры и спортсмены не стоят над душой друг друга и комфортно работают на результат. Плюс нам очень сильно помогли боеприпасами, пневматическим малокалиберным оружием. Условия дают спокойствие, а спокойствие в нашем деле - путь к успеху. 

- Мы можем говорить, что сейчас оборудование в стрелковой школе в Симферополе - топ-уровня?

- Абсолютно. Есть даже конкретный пример. Во Владивостоке проходили международные соревнования и к нам обратились, чтобы мы там обеспечили техническую часть. Наш старший тренер со всем необходимым оборудованием неделю добирался туда и организовал бесперебойную работу турнира топ-уровня. Просто мы вовремя подсуетились. Сейчас период санкций и многие не могут обеспечить себя технически, а мы ещё раньше смогли. 

- Какие ближайшие турниры?

- Скоро в Ижевске пройдёт лично-командный чемпионат. Хотим собрать три сборные. Две будут состоять из девочек (пистолет и винтовка) и коллектив мальчиков (пистолет). Главное, что нам есть из кого выбирать. 

- А с чем это связано? Будем откровенны, стрельба - не самый прибыльный вид спорта.

- Зато он куда более щадящий, чем другие. Я рекомендую начинать с 11-12 лет. Отличное время для старта. Это всё-таки оружие, есть своя монотонность в дисциплине. Важно, чтобы сознание ребёнка было максимально близко к этой специфике и нагрузкам. Проще говоря, он должен понимать, что делает, поэтому 10 лет - рановато. Плюс мы даём возможность заниматься бесплатно. Да, у нас есть коммерческие группы, для тех, кто не успевает по программе или по возрасту, но, в большинстве своём, это абсолютно бесплатные занятия. 

- Как к вам можно записаться? 

- Стандартно. Процедура, как и в других муниципальных учреждениях. Если родители видят перспективу и интерес ребёнка к данной дисциплине, он обращается к нам, предоставляет медсправку об отсутствии противопоказаний и будущий чемпион начинает работать. 

- Сколько времени необходимо, чтобы, при должном отношении, юный стрелок дорос до хорошего спортивного уровня? 

- Всё индивидуально. Как правило, хватает пяти лет, чтобы стать мастером спорта. Да, есть уникальные люди, которые делают это за год. Как, например, Влад Щепоткин. Но в среднем, показатели такие. 

- Кто может быть спортсменом в этом виде? Гениями здесь рождаются или становятся? 

- Гениями однозначно рождаются. Однако, даже имея средние данные, норматива кандидата в мастера спорта человек, при должном отношении, может достичь. У нас огромное значение имеет психика. Ребёнок должен быть уравновешенным, экспрессии здесь не место. Иногда, чтобы сделать правильный и, главное, точный выстрел надо полностью стать продолжением оружия. Причём играют роль такие моменты, как частота дыхания. Мастера топ-уровня даже могут контролировать скорость своего сердцебиения. В стрельбе нет мелочей. Это нестандартный вид спорта. Тут одно понятие «точность» включает в себя огромное количество самых разных черт характера и симбиоз способностей. А ещё важна интеллектуальная составляющая. Я уже 20 лет руковожу школой и за все эти годы у нас «шалопаев» нет. Все начитанные, воспитанные и достойные. 

- У нас есть сейчас таланты олимпийского уровня?

- Сложно ответить однозначно. Когда мы говорим о таких категориях, надо учитывать момент перспективы и, соответственно, прогресса. Ребята, которые, скажем так, могут развиваться такими темпами, но, по понятным причинам, не имеют этой возможности, есть. Тот же Гагик Гаспарян. Он заходит в сборную России. Парень должен был готовиться к чемпионату Европы, прошёл отбор. Мы не опускаем руки и надеемся, что какая-то адекватность в мире рано или поздно должна восторжествовать. 

- Что вас заставляет уже больше двадцати лет двигать этот вид спорта в массы? 

- Отвечу банально. Это моя жизнь. Вот звучит просто, но так и есть. Как объяснить, когда человеку что-то нравится настолько, что ощущение с первых тренировок проходит через все годы? Я помню все наставления моего первого тренера Михаила Алексеевича Бахарева. Помню первый свой выстрел… Когда ты живёшь чем-то, это уже не работа, а любимое дело. 

Беседовал Валериан ОЗЕРЯН.