Просто память

18 Май 2022 686
Мемориал жертвам депортации в Ботаническом саду КФУ
Мемориал жертвам депортации в Ботаническом саду КФУ

Как и должно быть во имя тех, кто безвинно и насильно был выселен с родной земли почти 80 лет назад. Их всех, около 300 тысяч, от младенцев до стариков, записали в предатели: кто проводил на фронт родных красноармейцев, кто вместе со всем полуостровом пытался выжить в фашистской оккупации, кто беззаветно сражался с врагом в партизанских отрядах и подпольных группах. Записали - из-за настоящих фашистских пособников, убивавших земляков, соседей, соплеменников. Но ведь предательство, подлость не имеют национальностей - и среди славян были нелюди, и среди мусульман, и среди представителей иных вероисповеданий, возраста, статуса, нации - немного, к счастью, но были - боль Крыма… Увы, и теперь встречаются. Они вне наций, веры, людей - они изменники всему человеческому - по ним не надо судить о народе, на них не надо равняться, с ними надо стараться бороться… Тогда и боролись, но потом, видимо, решили, что ответить должны все, появились постановления Госкомитета обороны о депортации… И крымчан попытались разделить по национальному признаку.

Впервые в августе 1941-го депортация крымских немцев. Но тогда слишком велика была боль от нападения иных немцев на Советский Союз, ожидалось подобное - доверие народ утратил, хоть и готовы были наши земляки воевать за Родину. И когда в начале 1942-го с освобождённого в десанте Керченского полуострова выселили итальянцев, было очевидно - Италия поддерживала фашизм. Но, когда в 1944-м, уже после освобождения полуострова, были депортированы крымские татары, армяне, болгары, греки… Нет, не поняли народы многонационального полуострова, за что в предательстве обвинили всех. Ведь знали героев - народных мстителей: казнённого фашистами татарина Абдулу Дагджи, его многонациональную подпольную группу выдали русские провокаторши. И армянина Артёма Гюрегьяна знали, его многонациональная группа спасла заминированный Симферополь. Партизаны грек Христофор Чусси и болгарин Михаил Македонский, татары Мустафа Селимов и Рефат Мустафаев, Мемет Аппазоу, Сейдали Куртсеитов, Хатидже Чапакчи, юные Нури Абибуллаев и Шамиль Семирханов, разведчица Алиме Абденнанова… Сколько погибло в борьбе с врагом. Гордился тогда Крым танкистом-армянином Павлом Загарьяном, чья боевая машина первой ворвалась в освобождаемый Симферополь, Героями Советского Союза - татарами Амет-Ханом Султаном, Абдураимом Решидовым, Абдуль Тейфуком, Узеир Абдурмановым, Ибраимом Беркутовым, полными кавалерами орденов Славы Неби Абдурмановым, Бахий Сеттаровым, Несибулой Велиляевым, Сабри Афузовым, Абдуллой Умеровым, Героем Польской Республики Умером Адамановым, тысячами представителей тех национальностей честно воевали с фашизмом… Весна-лето 1944-го, пятнадцать минут на сборы, конвой, слёзы депортированных и провожающих их соседей, теплушка и дальняя дорога, которую, увы, не перенесли очень многие.

С 1993-го 18 мая, день самой массовой депортации крымских татар, памятная дата. Тогда на десятилетие она стала символом не скорби, а тревоги - мечталось некоторым столкнуть народы, разрушить хрупкий мир, противопоставить вернувшихся с конца восьмидесятых крымских татар всем остальным. Иногда, увы, получалось. Но, к счастью, большинство помнило, что это наша общая земля, мы - крымчане, столетиями живущие в мире и согласии, всегда наши культовые здания были рядом, а детский смех одинаков и у мусульман, и у славян… И мы смогли сохранить это, вместе 8 лет назад встали на защиту многонационального Крыма. Благодаря единству стали частью многонациональной России, справедливость восторжествовала, депортированные народы реабилитированы - честные имена и национальности честных людей. А предатели, что вне нации, вне Крыма - навечно заклеймены своими соплеменниками, единым народом Крыма.

Мы вместе помним о тех, кто не вернулся, о жертвах депортации, войны - помним и поминаем в этот день Памяти. Вместе созидаемый, подтверждая строки с герба - «Процветание в единстве». Пусть так будет всегда.

Фото Анны Кадниковой.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.