«Приближали, как могли»

10 Май 2022 410
Ашот Аматуни, Фёдор Гаврилов, Азат Григорян, Аркадий Захаров, Екатерина Селищева, Ия Тарбинская, Мария Цебренко-Кравченко, Василий Чепик, Фёдор Шакшуев (слева направо
Ашот Аматуни, Фёдор Гаврилов, Азат Григорян, Аркадий Захаров, Екатерина Селищева, Ия Тарбинская, Мария Цебренко-Кравченко, Василий Чепик, Фёдор Шакшуев (слева направо

«Пол-Европы прошагали, полземли - / Этот день мы приближали, как могли…». Ваша любимая песня, мои фронтовики… Внимательные читатели, скромные герои публикаций, старшие товарищи… Ашот Аматуни из Гюмри, Фёдор Гаврилов из Забайкалья, Азат Григорян из Ахалцихе, Аркадий Захаров из Хнздореска, Екатерина Селищева из Джанкойского района, Ия Тарбинская из Александрова, Мария Цебренко-Кравченко из Ростовской области, Василий Чепик с Сумщины, Фёдор Шакшуев из Забайкалья. Крымские защитники, труженики, герои. В журналистской судьбе немало встреч с теми, кто прошёл Великую Отечественную, не сдавался, как бы трудно ни было, не отступил от единственной тогда цели - Победы. Но вот эти, теперь уже, увы, девять ставших вечностью фронтовиков, памятны особенно…

Может, тем, что когда уходили на фронт, вам было столько, сколько мне, определившейся с профессией.

А может, каким-то незримым теплом, что согревает и сейчас, когда смотришь на ваши фото, особенно те, из фронтовой молодости. Понимаешь, что эти робкие улыбки, серьёзные взгляды - родом из войны. Когда каждый миг проживаешь, как целую жизнь. Когда хочется исполнить обещание данное мамам, вернуться! Но надо идти вперёд, рисковать, бороться, побеждать. Когда вокруг рвутся снаряды, град пуль и сжимающееся вражеское кольцо окружения, когда в соседнем доме притаился фашистский снайпер, а вражеские зенитки караулят самолёт, когда в лобовую прёт танк со свастикой, а на поле боя ждёт раненый, когда надо донести данные разведки и точно перевести немецкие документы… Когда знаешь, что без тебя, без твоих товарищей, не будет победы. Той, за которую погибли старшие братья - Никандр, Фёдор и Пётр Гавриловы, Иван и Дмит­рий Цебренко, Пётр Норенко (брат Екатерины Селищевой), Левон Григорян…
22 июня, когда стало известно о вероломстве фашис­тов, Азату и одному Фёдору не было и 16, второму Фёдору, Марии лишь недавно столько исполнилось, Кате - 17, Ашот, Василий, Ия - студенты, у Аркадия школьный выпускной… Но! Они так боялись не успеть защитить

Родину, с таким пат­риотизмом рассказывали, как слушали выступление наркома Вячеслава Молотова, а Аркадий Захаров вспоминал слова учительницы Галины Григорьевны Ворониной о высоком долге защиты Отечества. Этот долг, а ещё огромная любовь к Родине, привитая родителями-патриотами, отцы - участники Первой мировой, звала в бой. И как же расстраивались, если сразу не получилось на фронт: военные училища, работа в колхозе, строительство авиа­завода, подпольная борьба. Понимали, что это важно, но рвались туда, где с оружием в руках можно отомстить врагу «за поруганную землю, за слёзы мам».

На войне не бывает лёгких дорог, вам выпали самые сложные - оборона и освобождение Крыма, битва за Москву, Харьковский котёл, Сталинград, Миус-фронт, форсирование Днепра и Одера, бои в Будапеште, штурм Берлина… Но вы никогда не рассказывали о себе на вой­не - только о друзьях, помня всех; только о вере в победу, о том, как «воодушевляло, что Иосиф Сталин остался в Москве, как важно было не дать слабину»… Вы называли войну «солдатская работа» и словно стеснялись боевых наград, сполна омытых кровью. У санинструктора Марии Павловны - медаль «За отвагу», у военного переводчика Ии Николаевны - «За боевые заслуги», у санинструктора Екатерины Васильевны - их две, орден Красной Звезды, у разведчика Аркадия Арсентьевича, участника Парада Победы, - орден Красного Знамени, два - Красной Звезды, у разведчика Василия Прокофьевича - три ордена Славы, у воздушного стрелка Фёдора Лаврентьевича (Гаврилова), тоже участника Парада Победы - орден Красной Звезды, у стрелка Фёдора Михайловича - Золотая Звезда Героя Советского Союза, у танкиста Ашота Апетовича - тоже она, ордена Красной Звезды и Красного Знамени, у сапёра Азата Артёмовича - медаль «За отвагу». И множество медалей за освобождение и взятие городов, и у каждого - боевой  (а то и два) орден Отечественной войны. Но вы гордились самой главной наградой - спасённым товарищами (о себе скромно, ни слова) Советским Союзом.

Вашей Родиной, спасённой на войне. Для вас не только личная битва: у Марии Павловны воевал муж Василий Карпович Кравченко - на фронте поженились, у Ии Николаевны брат Анатолий и будущий муж Алексей Пантелеевич Шокун, Елена Григорьевна Захарова, Клавдия Иосифовна Чепик, Зинаида Андреевна Шакшуева, Нинель Варосовна Аматуни, Екатерина Михайловна Гаврилова, Вера Константиновна Григорян - поколение победителей, кто-то воевал, кто-то трудился в тылу. А ещё война забирала у вас не только братьев и друзей, у Марии Павловны погиб отец Павел, у Василия Прокофьевича - дядя Миша, у Азата Артёмовича - мама Мария… Ваши мамы! Они трудились, были с вами в каждом бою, незримо храня и помогая, они молились и ждали. Великие женщины - Магдак Аматуни, Ульяна Гаврилова, Мария Григорян, Софья Арзанунц (мама Аркадия Захарова), Анна Тарбинская, Анна Цеб­ренко… Простите, что даже имён всех не знаю. Вы прос­то говорили, «Мама, мамочка, родная». Чувствовали: «ангелы-хранители», верили, что сможете сдержать слово:
«Я вернусь, мама!». Верили, и шли в бой - «иначе ведь, как? Родина в опасности!». Как вы радовались, когда пришла Победа - встретили её в разных городах уже спасённой Европы, в канун 9 мая приготовились к бою, а потом от радости стреляли в небо. Фёдору Гаврилову повоевать пришлось ещё 4 дня - в Чехословакии, где отказывалась сдаваться группировка врага. Но всё равно вы уже знали - «Великая Отечественная война победоносно завершена!».

Спасибо за мир, мои фронтовики! Спасибо, что выстояли тогда и смогли рассказывать о Победе, о любви к Родине, о жизни и правде. Простите, что наши встречи - такие короткие мгновения, и самое важное, наверное, не спрошено, самое главное вам не сказано. Спасибо за Победу, за жизнь, за то, что вы есть в моей судьбе! Герои поколения победителей!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.