«Для нас важно развиваться, а не наживаться»

30 Апрель 2022 1920
Шевкет и Зера Сулеймановы стараются сделать Крым доступным для отдыха даже людям без высоких доходов.
Шевкет и Зера Сулеймановы стараются сделать Крым доступным для отдыха даже людям без высоких доходов. Фото из открытого источника.

В Белогорском районе Крыма около 7 лет работает конный клуб. О нём знают далеко за пределами полуострова. При этом отдых здесь стоит очень гуманно. Мы поговорили с заместителем руководителя - Зерой Сулеймановой - и узнали, как удаётся вести прибыльный бизнес честно, прославляя любимый полуостров и не наживаясь на туристах.

- Каждый курортный сезон мы слышим стандартные жалобы как от местных жителей, так и туристов. За внушительные деньги им предлагают халупы без должного сервиса. Часто жалуются люди и на инфраструктуру. Из года в год в этом направлении нет существенных перемен. Почему вы придерживаетесь другой позиции? Почему для вас важно сделать отдых людей комфортным и не обобрать их?

- Да, в Крыму есть такая тенденция, к сожалению. У нас много классных мест, в которых можно отдохнуть за внушительную плату. Но при этом очень мало мест, где действительно здорово, а цена доступная. Отдых на природе в хорошей компании, где почти все услуги включены в стоимость, - вот наше направление. И даже в сложной экономической ситуации сейчас мы надеемся до осени не поднимать цены, будем держаться.

У нас есть два принципа. Первый - мы хотим делать доступный отдых, чтобы многие жители Крыма могли позволить себе остановиться у нас. Акцентирую внимание на том, что мы ориентируемся в первую очередь на жителей полуострова, а не его гостей. Наш конный клуб работает круглый год, именно потому что важно предоставлять качественный отдых крымчанам в любое время. Вариант - отработали сезон, получили деньги и закрылись, это не про нас. Мы принимаем гостей зимой и летом, в любую погоду. Причём на конях кататься зимой по снегу тоже очень классно.

Второй наш принцип - мы делаем комфортное пространство, в котором нам самим бы хотелось отдыхать. Мы сами поселяемся в каждом новом домике, проводим там ночь и решаем, что можно улучшить. Так изнутри видим все нюансы.
- Мы останавливались в вашем кафе, там очень вкусно и недорого кормят. Снова воп-
рос. Почему? Ведь в будние дни, наверняка, клиентов почти нет. Другие бы на вашем месте подняли цены в несколько раз, чтобы в выходные и в сезон отбить все затраты.

- Мы стараемся сохранять баланс цены и качества. Приведу пример. У нас есть много постоянных гостей, которые 6-7 лет с момента открытия клуба приезжают к нам. Представьте, если они приедут в будний день, а их обед будет стоить, как в дорогом ресторане. Зачем так делать? Нам важно держать цены прежними, делать минимальную наценку, чтобы могла вся семья съесть первое и второе. Кроме того, рядом нет альтернативы. Можно взвинтить цены - ведь людям всё равно негде перекусить, но это для нас неприемлемо.
Наш подход - постоянное развитие. Мы не забираем каждую копейку прибыли, не кладём себе в карман. Наоборот, только тратим - то есть, покупаем новое оборудование, плиты и печи, много всего.

- Почему другие так не делают?

- Не знаю. Ты занимаешься бизнесом не для себя одного сегодня, мы делаем всё это для наших детей в будущем. Пусть это будет семейный бизнес, тогда наши внуки и правнуки будут вспоминать основателя конного клуба, говорить, вот это был мой прадед Шевкет, я им горжусь. Наверное, другим это неважно.

- А как обстоят дела с работниками? Знаю, что каждый курортный сезон проблема остро стоит. Местные зачастую просят высокие зарплаты и работают плохо. Поток рабочей силы с Украины прекратился после начала пандемии.

- К сожалению, проблема персонала - это самая большая проблема в любом бизнесе, особенно в туристическом и сезонном. Одно дело, когда круглый год приезжают клиенты, ты можешь стабильно платить зарплату. И другое, когда в сезон ты зарабатываешь, а потом денег почти нет, работаешь не так активно, но платить надо людям. У нас две категории персонала. На окладе остаются те, кто трудится круглый год.

И вторая - те, кто работает на сезон на лошадях, это часто люди с материка. Кстати, о зарплате. Не поднимая цены на услуги, мы поднимаем зарплату для ребят. На наш взгляд, это честно. Если раньше ты мог прожить условно на 1000 рублей в день, теперь это стало сложно.

- Есть ли у вас работники из окрестных сёл? Часто можно услышать о том, что нужно развивать сельский туризм, так как это рабочие места.

- У нас работают почти все местные, это основной костяк коллектива. Это жители Яблочного, Белой Скалы, Белогорска. Есть возможность даже проживания, мы сделали два домика для рабочих. Конечно, туризм в сёлах нужен. Людям нужна стабильная зарплата круглый год.

- Есть ли у вас поддержка от чиновников? Возможно, какие-то программы по развитию туризма?

- К сожалению, мы в этом направлении не видим реальных действий. Хотя сложно представить более локальный крымский бизнес, чем наш. Если честно, нам и помогать не надо - лишь бы не мешали. Вот конкретный пример.

У нас есть разрешение на подъём на лошадях на вершину Белой скалы. Мы платим несколько десятков тысяч рублей ежегодно. Работаем только официально. Просили дать нам такие же разрешения для УАЗов, например. Это не прихоть или желание обогатиться. На такую услугу есть запрос. Официально подъём на Белую скалу на своём автомобиле или любом другом запрещён. При этом, конечно, многие едут и едут, постоянно нарушают. Мы хотим возить людей официально, платить деньги в бюджет. Проезжать только по утверждённым маршрутам, чтобы не вредить природе. Но нам не разрешают.

- Если не ошибаюсь, около года назад проходил фестиваль воздушных шаров, когда в машинах было всё вокруг. И никто не запрещал?

- Это было ужасно. Я просыпаюсь утром и вижу, как вся вершина Белой скалы занята автомобилями, сплошное полотно из фар и железа. Почему никто не регулировал это? Зато после мероприятия выписали множество штрафов и ещё раз напомнили о запрете проезда. Но в чём виноваты обычные люди? Многие приехали, даже не зная, что нужно оставлять автомобиль внизу - не было вообще информации. Кроме того, наши ребята после мероприятия собрали шесть огромных мешков мусора - даже урн и контейнеров не было под скалой. А мы отправили своих работников просто так, нас никто не просил. Но не могли видеть эти горы отходов. Вот такого не должно быть - это точно. И важно давать возможность работать в туризме тем, кто хочет делать это по закону, с любовью к Крыму и его природе.

Валентина БУЙЛОВА.