Максим Гуреев: Фильм должен звучать, как хорошее музыкальное произведение

22 Апрель 2022 1066

Как и со многими известными россиянами с Максимом ГУРЕЕВЫМ меня свёл Коктебель. После первого общения на поэтическом фестивале «Волошинский сентябрь» были встречи на кинофестивалях «Святой Владимир», «КрымДок», «Человек, познающий мир». А интерес к нему начался задолго до этого - с заочного знакомства через фильм «А пейзаж безупречен» о писателе Саше Соколове, признанном одним из крупнейших русских современных литераторов, ставшем широко известным после выхода первого романа «Школа дураков», названного Владимиром Набоковым «обаятельной, трагической и трогательнейшей историей».

С него и начали мы с Максимом разговор во дворе дома Максимилиана Волошина.

- Это ведь вообще первый фильм о писателе, человеке достаточно закрытом, избегающем публичности. Как вас свела судьба?

- Саша всегда был неуловимым, появляющимся из ниоткуда и исчезающим в никуда. Особенно после того, как переселился в Канаду, где родился в 1943 году, хотя легко передвигается по миру, и в Крыму до недавнего времени бывал часто. Встреча с ним - дело случая и удача. Мне такой случай выпал в 2007 году: оказался в нужное время в нужном месте - Коктебеле, по-октябрьски тихом и туманном. Оказалось, что до меня ему никто не предлагал сняться, поэтому он охотно пошёл на общение. Мы неспешно бродили по окрестным холмам, я снимал, и картина получилась такой же неспешной. Саша в кадре читает свою нигде ещё не опубликованную прозу на фоне безупречного пейзажа, звучит музыка. Позже, на съёмке в Тихой бухте, я понял, почему его обрадовал отрицательный ответ на вопрос, есть ли сценарий? Его объяснение на этот счёт есть в фильме: «Сюжет - та сторона литературы, которая меня никогда не увлекала. Сюжет - это надуманная вещь, сюжет - это на продажу. Для меня важно, как работает язык, этот своего рода лингвистический танец. Если бы я родился в другое время, в другом месте, в другой семье, я бы стал композитором, потому что язык - одна из форм музыки. И, наконец, всё зависит от состояния, ноты…». Так и выстроился наш фильм: язык и музыка.

- На этом вы ведь не остановили кинообщение?

- Чрез три года, когда Саша снова появился в Коктебеле, мы сняли фильм «Газибо» по мотивам его одноимённой поэмы, в котором разные люди читают его текст, и он сам, конечно. Потом мы переписывались в сети, а пять лет назад он исчез и из электронного пространства.

- Фильм «А пейзаж безупречен» приводит к пониманию, почему он называл себя проэтом: прозаик + поэт. А как на картину реагировали на кинофестивалях зрители и критики?

- Недостатка в зрителях не было, задавали вопросы. На фестивале «Литература и кино» он получил приз «За поиски нового языка в кинодокументалистике».

- Этим же дипломом отмечен и другой ваш фильм - «Москвадва». О чём он, и кто в нём герой?

- Главный герой - Москва, по которой мы гуляем по литературным местам с поэтом, художником Дмитрием Александровичем Приговым, героем моей книги «Пространство для эха». Его авторская экскурсия проводится не только для меня, но и для всех любителей этой темы.

- Понятен интерес филолога и писателя к коллегам по перу, фильмы о них занимают значительное место в вашей фильмографии и в списке вышедших книг. Среди имён, к которым привлекаете внимание - Андрей Битов, Юрий Лотман, Александр Фадеев, Николай Гоголь, Лев Толстой, Максим Горький,
Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Евгений Баратынский, Андрей Белый, Александр Блок. Но не менее заметна православная тема. На крымских фестивалях и зрители, и жюри отметили фильм «Звучание тишины» - первый о приходах, где совершаются специальные богослужения для глухонемых, для людей с ослабленным слухом. Как он родился?

- Тема православия меня интересует давно. Еще в девяностых были сняты «Петроградский реквием» - об истории изъятия в 1921 году церковных ценностей, «Могилы моей не ищите» - гипотетическое размышление, как могли бы сложиться события в России в 1908-1916 годах и о личности Григория Распутина. В картине «Крест Никона» рассказал об истории знаменитого кипарисового креста Патриарха Никона. Фильм «Не должно мне ослабевать» - историко-биографическое исследование жизни митрополита времён Ивана Грозного Филиппа (Колычева) был отмечен Патриаршей грамотой.

А на первом «КрымДоке» получил диплом жюри фильм «Анисимов» о православном архитекторе, строящем храмы. Я знал, что есть приходы, опекающие глухонемых. Но когда впервые побывал там на службе, познакомился со священниками и прихожанами, был буквально очарован, поражён их открытостью миру, и решил снять фильм. В Министерстве культуры поддержали, так и появилась очень дорогая мне картина «Звучание тишины». На кинофестивале «Лучезарный ангел» она отмечена в номинации «Лучший документальный фильм», получила диплом жюри «За самый гуманный фильм» на Севастопольском «Святом Владимире»

- Что ещё увлекает?

- Жизнь людей во всей полноте и разнообразии. Все мои истории складываются вокруг личности. Будь то известный всем, многим или малому кругу, человек. Среди таких - руководитель танцевального ансамбля из Цхинвала, молодая женщина из Петрозаводска, много лет прожившая в Италии и приехавшая в заонежскую деревню с желанием преобразить здесь жизнь. Мне интересны личности, их истории, типажи, коллизии.

- Что ещё снимали в Крыму, и что собираетесь?

- Фильм «Юнге» об одном из основателей Коктебеля, выдающемся учёном-офтальмологе Эдуарде Андреевиче Юнге.

Познакомился с правнуком Эдуарда Андреевича Александром Николаевичем Розановым, который уже много лет работает в Женеве, но признаётся, что унаследовал от мамы любовь к Крыму, Коктебелю, и бережно хранит историю семьи. Готовлюсь снимать об основателях планеризма на горе Клементьева, среди которых - внук Ивана Айвазовского Константин Арцеулов, художник, лётчик. И выдающиеся авиаконструкторы Олег Антонов, Сергей Илюшин, Сергей Королёв, юность которых прошла на Узын-Сырте.

- Вы каждый год привозите на «Волошинский сентябрь» свою новую книгу. В прошлом году - об атлете, авиаторе Сергее Уточкине, в этом - о Сергее Довлатове. В год - по книге?

- Бывает и по две, и по три. В 2017-м вышли сразу четыре: «Альберт Эйнштейн: Теория всего», «Арсений и Андрей» - о Тарковских, «Иосиф Бродский: Жить между двумя островами» и перевод книги «Молот ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса. В следующем: сборник повестей «Тайнозритель». «Повседневная жизнь Соловков», «Булат Окуджава. Просто знать и с этим жить», «Прокудин-Горский. Империя в цвете» - об уникальной технологии цветных фотографий и фильмов, положившей начало систематической фотодокументации Российской империи.

- В документальном кино для вас тема на первом месте или герой?

- Интерес к тому, о чём задумал фильм и интонация его. Тема выбирается по интересу, по состоянию души. Фильм должен звучать, как хорошее музыкальное произведение.

- Вы из немногих, кто не только свои произведения представляет, но и чужие, почему?

- Чужие, но не чуждые мне. В Коктебеле свой фильм «Андрей Битов в полуписьменном мире» должен был представлять режиссёр Сергей Головецкий, с которым мы хорошо знакомы. Но не вписался по времени из-за съёмок. И я с удовольствием сделал это за него. О достойной картине приятно говорить.

- У вас ведь тоже есть фильм о Битове?

- Да, и не один. Среди них «Четвёртый разговор», сценарий которого мы вместе с Андреем Георгиевичем писали. Это хорошо, когда талантливая личность остаётся в поле зрения многих творческих людей. Талант ведь неисчерпаем.

P.S. На нынешнем «КрымДоке», которой состоится в Симферополе с 19 по 22 мая, зрители увидят в конкурсной программе фильм Максима Гуреева «Танец».


Досье

Писатель, кинорежиссёр Максим Александрович Гуреев родился в Москве. Окончил французскую спецшколу, филологический факультет МГУ, занимался в семинаре прозы Андрея Битова в Литературном институте. Работал в издательстве «Русский язык», преподавал в МГУ и в Христианском гуманитарном лицее. С 1977 года печатался в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Литературная учёба», «Знамя», «Искусство кино», «Новый мир»», «Постскриптум», «Северные просторы», «Вопросы литературы», «Истина и жизнь», «Вестник Европы».
С 1996 года - автор, сценарист и режиссёр документальных фильмов. Призёр международных и отечественных кинофестивалей. Член Союза российских писателей, Союза кинематографистов России и русского ПЕН-центра. Автор 14 книг.


Фото: Елены УСАЧЁВОЙ.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.