Снег сошёл - прощай дороги?

4 Март 2022 555
Большая часть крымских мостов нуждается в срочном ремонте.
Большая часть крымских мостов нуждается в срочном ремонте. Фото Анны Кадниковой.

В Крыму утверждён список объектов-участников национального проекта «Безопасные и качественные дороги» на 2022 год. Планируется привести в порядок 140 километров асфальтобетонного покрытия на четырнадцати участках дорожной сети. Это в два раза меньше, чем в прошлом году. С чем связано сокращение объёма дорожных работ? И что будет с участками, отремонтированными в прошлом году, на которых асфальт сошёл вместе со снегом?

На ремонт и не только

В общей сложности в прошлом году по нацпроекту было отремонтировано около 70 участков дорог. В этом году планы куда скромнее: на сегодня финансирование выделено лишь на 14 участков.
- Среди прочих национальных проектов «Безопасные и качественные дороги» занимает первое место по финансированию. В прошлом году для Крыма оно составило больше 5 млрд. рублей. В этом году будет лишь немногим меньше - около 4,5 млрд., - рассказывает руководитель регионального проектного офиса аппарата Совета минист-
ров РК Наталья Писарева. - С целью выполнения всех показателей задействованы ресурсы различных источников: президентские фонды, межбюджетные трансферты. На эти средства ремонтируются дороги не только межрегионального значения, но и муниципальные. В 2021 году всё, что было запланировано по нацпроекту, выполнено на 100%. Более того, показатели даже были перевыполнены: с основными задачами дорожники справились ещё до 1 июля и получили дополнительное финансирование.
Власти напоминают, что средства, выделяемые на крымские дороги, используются не только для проведения ремонта, но и на содержание уже отремонтированных участков. Этот вид работ включает, в частности, ямочный ремонт и нанесение разметки. Кроме того, глава республики Сергей Аксёнов дал задание на всех грунтовых дорогах провести грейдирование и отсыпку щебнем. По его словам, практически во всех крымских муниципалитетах дороги без асфальтового покрытия не выдерживают никакой критики.
- Проводить дорожные работы в период выпадения осадков сложно. Поэтому ожидаем хорошей погоды, чтобы подготовить основу для проведения грейдирования и отсыпки, - говорит врио минист-
ра транспорта РК Николай Лукашенко. - Запланированные работы подразумевают выравнивание профиля дорог, подсыпку щебнем и, где есть необходимость, утрамбовывание с помощью катков для продления сроков эксплуатации. Теперь на состояние грунтовых дорог мы будем обращать внимание минимум два раза в год: весной и осенью.
Для повышения эффективности работы будут проводиться сразу на всей территории одного села. «Пилотным» станет Родниковское сельское поселение в Симферопольском районе, где работы начнутся сразу после наступления сухой погоды. Восстановление дорожного профиля по всей сети будет выполнено в течение недели, а подходы, методика и нормативы станут использовать в других регионах Крыма.

Откладывать нельзя

Сократить список ремонтируемых дорог пришлось и для того, чтобы часть выделенных по нацпроекту средств направить на восстановление мостов. Большинство из них давно требует ремонта. При этом в Крыму многие мосты соединяют сёла с районными центрами. Если конструкции придут в непригодность или разрушатся, поселения окажутся без сообщения с остальной территорией полуострова. Кстати, прецедент уже был. В конце прошлого года в Джанкойском районе рухнул мост через реку Победную.
В настоящий момент он восстановлен, но некоторое время жители нескольких посёлков были фактически отрезаны от остального мира. Хуже всего то, что по ту сторону реки не оказалось ни больниц, ни поликлиник, так что люди не могли получать медицинскую помощь.
- В Крыму около 9 тыс. погонных метров искусственных сооружений, из которых почти 6 тыс. находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии, - констатирует начальник ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» Максим Тарасов. - В предыдущие годы мы старались их поддерживать в нормальном состоянии и обеспечивать проезжаемость за счёт средств республиканского бюджета. В этом году мосты, наконец, включены в нацпроект и на их ремонт планируется потратить около 1,5 млрд. рублей. Сейчас определяется перечень объектов, которые будут восстановлены.

Недолговечный эффект

Радость от того, что ежегодно в Крыму преображаются всё больше дорог, изрядно омрачается недолговечностью результата на части объектов. На нескольких улицах и даже на трассах регионального значения, отремонтированных буквально в прошлом году, в феврале этого года новенький асфальт рассыпался, образовав глубокие и широкие дыры. Получается, потраченные миллиарды были выброшены на ветер?
- Нельзя сказать, что асфальт сошёл вместе со снегом: появилась ямочность, что связано с физическими свойст-
вами воды, проникающей в асфальт, при определённых температурах, - объясняет Николай Лукашенко. - По части повреждённых дорог проведён и проводится ямочный ремонт. По тем участкам, которые были отремонтированы в прошлом году, гарантийный срок согласно контрактам составляет не менее четырёх лет обслуживания подрядчиком за собственный счёт. Это касается случаев проседания основы и замены больших участков покрытия.
Сейчас из-за погодных условий нельзя проводить работы с горячим асфальтом. Согласно технологии ремонтируемый участок должен быть сухим, иначе латка долго не продержится. Поэтому на данный момент работы, где это возможно, проводятся холодным асфальтом, а к остальным дорожники приступят, когда потеплеет.