Храмов много, и все они ведут к Богу
Духовное единение
Мир погряз в конфликтах, политической и экономической нестабильности, всё возрастающих угрозах военных конфликтов и религиозного экстремизма. Остро стоит вопрос мирного сосуществования в многонациональных и мультиконфессиональных регионах, среди которых Крым. Идеи межконфессиональной гармонии в проповедях священников в церквях, мечетях, синагогах, кенассах, католических и лютеранских храмах звучат постоянно, а не только в объявленную Генеральной ассамблеей ООН Всемирную неделю гармоничных межконфессиональных отношений.
Единение - сила, рознь - гибель
Первостепенные задачи руководителей всех традиционных конфессий - предотвращение конфликтов и попыток расшатать ситуацию на полуострове, противодействие распространению религиозного экстремизма и вовлечению молодёжи в нетрадиционные религиозные движения.
Особая роль в этом отводится межконфессиональному совету «Мир - дар Божий», существующему в республике уже тридцать лет и работающему в тесном взаимодействии с её руководством в интересах большой крымской семьи из представителей 175 народностей и этнических групп, покой которых зависит от добрососедства, умения уважать веру и традиции всех.
- Представители исторических традиционных религиозных конфессий и церквей Крымского полуострова первыми на постсоветском пространстве объединились, - отмечает инициатор создания межконфессионального совета и его сопредседатель митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь. - И вот уже тридцать лет он вносит свою лепту в дело сохранения мира на благословенном полуострове, в процесс законной защиты прав религиозных организаций, в возвращение культового имущества, популяризацию в обществе ценностей семьи, духовности, воспитания молодёжи в духе патриотизма.
Людей разных вероисповеданий объединяют слова святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века: «Земля эта - «древнее и родовое достояние наше».
К единению призывал великий просветитель Исмаил Гаспринский, осознававший значение миссии России, призывавший российских мусульман к «нравственному обрусению», которое оставляет нетронутыми традиционные уклады и вместе с тем открывает интеллектуальный к вершинам знаний. Не меркнет актуальность его слов: «Известно, что единение - сила, а рознь - гибель людей вообще и во всех сферах жизни».
Духовное состояние общества
О том, как оно сегодня характеризуется в нашей республике, размышляют представители разных конфессий.
- О бездуховности у нас нет основания говорить, - считает руководитель епархиального миссионерского отдела Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Максим Кондаков. - А вот о духовности разного уровня - да. Есть у нас не только прихожане, но и захожане - те, кто появляется в храме от случая к случаю. Это относится в первую очередь к молодёжи. На церковные праздники мы видим много молодых людей, но таких посещений мало для понимания места церкви в жизни, где каждому даётся благодать по вере его.
Чтобы уменьшить число «захожан», епархия постоянно находит новые формы общения с молодёжью. Во многих храмах плодотворно работают молодёжные центры. Самый крупный из них - «Зёрна» в Симферополе. Здесь регулярно проходят встречи со священнослужителями, работают регентские курсы, преподаются основы православной психологии и семейного консультирования. Фотодело и английский язык здесь изучают молодые люди разных национальностей. Встречаются они и в киногостиной, на литературных вечерах, пользуются библиотекой. Православные волонтёры посещают больных, нуждающихся в помощи, не спрашивая, какой они веры.
Не упускает из внимания молодёжь и Духовное управление мусульман, их тоже волнует молодое поколение.
- Главное для нас - вовлечение молодых людей в благие дела, - считает заместитель муфтия Раим Гафаров. - Работа в этом направлении приносит свои плоды: количество молодых людей, регулярно посещающих мечети, постоянно увеличивается. Они видят, что мы приходим на помощь всем нуждающимся в поддержке, независимо от их конфессиональной принадлежности. Один из ярких примеров - передача епархии муфтием Хаджи Эмирали Аблаевым от имени Духовного управления мусульман миллиона рублей на строительство мужского монастыря преподобного Лазаря Муромского в селе Скалистом Бахчисарайского района. Праздником для всех станет окончание строительства соборной мечети в Симферополе, которое сдвинулось с мёртвой точки, после того как его стал курировать президент России Владимир Путин.
Оптимистично настроена армянская община.
- Получили недавно разрешение на строительство нового храма в Симферополе, где в своё время были разрушены все три исторические церкви, - отмечает иерей Нерсес Хананян. - Нам он необходим, пока собираемся в маленькой часовенке на армянском кладбище, а количество верующих растёт.
И что очень важно и радует - в процентном отношении людей старшего поколения и молодых - пятьдесят на пятьдесят.
Между конфессиями и паствой не может быть конфликтов, когда каждой уделяется одинаковое внимание со стороны властей. Не обделена им иудейская религиозная община. Новое здание синагоги стало украшением площади Восставших в Севастополе. Её строительство началось в 2012 году, сроки сдачи объекта несколько раз переносились, и лишь после воссоединения города-героя с Россией строительство завершилось. Восстановлены религиозные центры в Евпатории, Керчи, Феодосии. В Симферополе выделен участок под строительство целого центра с учебными классами, залами, кафе. Будет отреставрировано возвращённое здание исторической синагоги.
- Всё, что сейчас делается, помогает возрастать духовно нашей пастве, - говорит главный раввин Йехезкель Лазар. - Наши благотворительные программы тоже приобщают людей к вере. Они понимают, что человек вне общины - оторван от мира. У нашего народа всегда было и есть уважительное отношение к людям других религий. Поэтому у нас полное взаимопонимание со всеми земляками.
Церковь всегда там, где люди
У возглавляющих разные конфессии есть единодушное понимание, как строить взаимоотношения с молодёжью, увлечённой виртуальным миром.
- Виртуальное пространство - новая площадка, где мы не только можем, но и должны присутствовать,- уверен протоиерей Максим Кондаков.- Если нас там не будет, место это окажется у того, кто будет влиять на неокрепшие умы, противореча нашим принципам морали и нравственности. И даже попытается вовлекать в террористические организации. Этому мы просто обязаны противостоять. Вот почему многие наши священники имеют свои странички в сетях.
Активно общаются в он-лайн-режиме с паствой и с представителями других конфессий крымские имамы.
- У многих проповедников уже более ста тысяч подписчиков, - отмечает имам Раим Гафаров. - Люди обращаются к ним по разным вопросам и получают оперативно ответы. Интернет - это современный инструмент, одна из возможностей доносить слово Божие.
Такого же мнения придерживается рэбби Йехезкель Лазар:
- В храмах мы не можем одновременно собрать столько людей, как в соцсетях. Если наша молодёжь сидит часами в интернете, нам тоже надо снимать ролики с проповедями, уроками и размещать их там. От этого будет только польза.
Согласен с этим и иерей Нерсес Хананян:
- Нам надо идти в ногу со временем, а значит, быть в виртуальном мире, чтобы не выпускать молодых из поля зрения. Наша миссия и в этом.
В Крыму хорошо понимают, что межконфессиональное взаимодействие - залог мира и процветания. И осуществляют его не на словах, а на деле.