Самая скорая помощь

Актуально

10 Февраль 2022 446
Операторы службы спасения готовы к любым ситуациям и происшествиям. Фото пресс-службы МЧС РК.
Операторы службы спасения готовы к любым ситуациям и происшествиям. Фото пресс-службы МЧС РК.

В 90-е годы на постсоветском пространстве была очень популярна телепередача про американскую службу спасения «911». Её транслировали по одному из цент­ральных телеканалов. Каждый сюжет сводился к одному: пока очередной звонящий в панике срывающимся голосом рассказывал внимательному диспетчеру, что у него случилось, команда высококвалифицированных спасателей уже мчалась на помощь. Поскольку в ту пору наши экстренные службы переживали ужасающую разруху, происходившее на экране казалось чем-то невероятным. Теперь такая служба спасения есть и в Крыму.

Заветный номер

Система единого номера службы спасения уже много лет работает в зарубежных странах. На территории Евросоюза экстренные сообщения о происшествиях принимают по номеру 112, в США действует тот самый прославленный в телепередаче номер 911.

- Решение о создании единого номера для вызова всех служб оперативного реагирования в России было принято ещё в 2011 году. Другие субъекты ввели эту систему в 2013-2014 годах, а Крым, как молодой регион, запустил её несколько позже, - рассказывает министр чрезвычайных ситуаций РК Сергей Садак­лиев. - Опытный вариант системы был запущен в 2017 году, но при выстраивании её работы возник ряд трудностей, поэтому полноценно служба заработала в Крыму только в декабре прошлого года, а в постоянную эксплуатацию была введена 1 февраля. Все номера экстренных служб, которые действовали раньше, сейчас продолжают работать, но со временем будут отключены по всей России.

Единый номер 112 является координатором всех аварийных служб. Например, раньше в случае пожара нужно было позвонить по номеру 101 - в пожарную службу. Потом в полицию, чтобы организовать оцепление и установить общест­венный порядок, вызвать «скорую помощь» для пострадавших, энергетиков и службу газа на случай повреждения инженерных сетей огнём и так далее. Теперь достаточно набрать один номер - 112, и диспетчер сам скоординирует вызов всех необходимых служб.

Звонки не по делу

- Звонок по номеру 112 бесплатный. Причём позвонить с мобильного можно не только при отрицательном балансе, но и без сим-карты в аппарате. Также принимаются звонки со стационарных телефонов, - говорит начальник ГКУ РК «Безопасный регион» (оператор системы «112») Юрий Столярчук. - Вызов попадает в центр обработки. Оператор, опрашивая заявителя, сам принимает решение, какие службы следует привлечь, таким образом сокращая время реагирования. Это особенно важно, когда необходимо успеть спасти жизнь человека. У системы есть технические возможности определения места нахождения абонента. В случае, если заявитель, например, потерялся в лесу, сотрудник службы «112» сможет скоординировать работу спасателей, направив их в сектор нахождения звонящего.

Кроме того, система позволяет получить информацию об устройстве, с которого сделан вызов, что открывает доступ к базовой информации о звонящем. Благодаря этому можно легко вычислить «шутников», совершающих ложные вызовы. Например, если по номеру 112 поступит ложное сообщение о минировании или другой террористической угрозе, звонившего можно будет без труда определить, но только если он звонил не из-за границы или с незарегистрированного номера.

Напомним, кстати, что за ложный вызов экстренных служб предусмотрена административная ответственность. Но понятно, что в жизни всякое бывает. Например, дети играли с телефоном, набрали 112 или кто-то решил позвонить, чтобы удостовериться, работает ли новая служба. Независимо от ситуации, если вы обратились в службу помощи без надобности, по крайней мере, не бросайте трубку, а объясните оператору, что позвонили по ошибке. Если звонящий сбросил вызов, диспетчер согласно регламенту обязан три раза перезвонить ему, чтобы выяснить, что случилось. Пока оператор будет этим заниматься, кто-то, кому действительно нужна помощь, просто не сможет «пробиться». Уже сейчас нагрузка на диспетчеров серьёзная: каждый оператор получает по 150-170 звонков в сутки. Из них около 45-50% - ложные вызовы.

Готовы ко всему

В службу спасения следует обращаться в любой экстренной ситуации. Дозвонившись по номеру 112, вам нужно будет подробно ответить на вопросы оператора о характере происшествия. Помните: пока специалист задаёт вам вопросы, помощь уже направляется к месту происшествия.

По номеру 112 не следует звонить, если происшествие случилось в прошлом - службы экстренного реагирования ничем не смогут вам помочь. Не стоит обращаться в службу спасения, если у вас отключили свет или воду, вы увидели брошенную машину, вас беспокоит громкий лай собак или шумные соседи сверху и тому подобное. Кроме того, операторы службы «112» не дают справок.

Сейчас в крымской службе спасения посменно работает 101 человек. В каждой смене максимум 23 специалиста. Согласно расчётам такого количества диспетчеров будет достаточно даже в курортный сезон, когда население Крыма значительно увеличивается за счёт отдыхающих.

- Наши сотрудники обу­чены таким образом, чтобы по максимуму помочь звонящему, который, как правило, находится в стрессовой ситуации, - резюмирует Юрий Столярчук. - Специа­лист должен уметь получить нужную информацию - от этого зависит эффективность оказываемой помощи. Все операторы проходят проверку на стрессоустойчивость. Есть штатный специалист-психолог. На случай, если поступит вызов от абонента, говорящего на иностранном языке, у нас есть переводчик. Все специа­листы проходят обязательное обучение и получают удос­товерение государственного образца о том, что годны к работе в системе «112».

Елена ЮМАНОВА.