Михаил Мамаев: Я верю в неизбежность эры правды

18 Ноябрь 2022 1508
Михаил Мамаев на крымском телевидении.
Михаил Мамаев на крымском телевидении. Фото из открытого источника.

Как и многих, знаменитым Михаила сделало кино. Яркие роли во многих сериалах и фильмах, среди которых - «Виват, гардемарины!», «Тайны дворцовых переворотов», «Сокровища мёртвых», «Однажды будет любовь», «Ошибка следствия», «Любовь не делится на два», «Муж счастливой женщины», «Шахматист», «Город соблазнов». Даже в Голливуде поработал, но это его не прельстило, предпочёл вернуться на Родину и продолжать сниматься в отечественных фильмах, играть на театральной сцене, вести телепередачи, писать стихи и песни, прозу на волнующие его темы. В прошлом успешный журналист, поработавший в популярных изданиях, автор нескольких поэтических и прозаических книг, в одном из ранних стихотворений выразил своё» жизненное устремление: «Так хочется, чтоб было больше света./ Не веселить, а потрясать толпу./Так трудно, несмотря на все запреты,/Наперекор всему, творить судьбу.

- Мне кажется, судьба благоволит к вам, Михаил: первый вуз - институт международных отношений, второй - ГИТИС с отличием за два года. Первая роль - в пятнадцать лет, картина «Гардемарины» Светланы Дружининой, успех которой не меркнет, все ждут две новые серии, которые вот-вот вый­дут в прокат. Продолжение с повзрослевшими героями и новыми персонажами не разочаровало?

- Нисколько! Как можно разочароваться, работая со Светланой Сергеевной и Анатолием Мукасеем, Дмитрием Харатьяном, Михаилом Боярским, Кристиной Орбакайте, Александром Домогаровым, Ольгой Машной. Мы давно стали одной командой. Наши герои повзрослели на тридцать лет, но в душе остались мальчишками и девчонками. Романтичными, преданными Оте­честву, не утратившими способности любить. Детям они передали лучшие свои качества - отвагу, беззаветную преданность делу, верность присяге, всему, что делает мужчину мужчиной в любом возрасте. И вместе с молодым поколением встают на защиту Отечества.

- Несмотря на занятость разными видами искусства и литературы, вы по-прежнему, вот уже много лет, принимаете участие в кинофестивалях в Крыму. Раньше был каждый год Телекинофорум в Ялте и «Алые паруса» в Артеке, потом добавились евпаторийский «Солнечный остров» и всероссийский «Человек, познающий мир», в жюри которого вы оценивали игровые картины. Значит, и это интересно?

- А как может быть иначе? Я очень люблю общаться с артековцами. Душой с ними отдыхаю. Нынешнее поколение такое интересное, увлечённое, интеллектуальное. Ребята - прекрасные собеседники, с ними и дело сделаешь важное, и поспоришь, и споёшь, и подурачишься. Мы и фильмы снимаем, и спектакли ставим. Такая же отдушина - в Евпатории. Дмитрий Харатьян таких людей приглашает в фестивальную команду, что с ними не заскучаешь. В Москве так не пообщаться - заняты все. А тут такая искромётная по накалу эмоций, чувств, творческих импровизаций неделя, что уезжаешь окрылённым на целый год, и с нетерпением ждёшь следующую встречу. В этом году огорчало одно: не смогли приехать занятые завершением двух серий «Гардемаринов» Светлана Сергеевна Дружинина и Анатолий Михайлович Мукасей. Надеемся, приедем всей командой представить фильмы в Евпаторию. Крымчанам, по-моему, особенно интересно - многие места узнают на экране. Снимались мы в районе Татарской косы Казантипского заповедника, в Севастополе. Много трудностей преодолели, но всё - в удовольствие.

Надо отметить, что и четвёртая серия «Гардемарины 1787. Мир» и пятая «Гардемарины 1787. Война» злобо­дневны и даже аллегоричны. После русско-турецкой войны Екатерина II подписывает Кючук-Кайнарджийский мирный договор, оставляя Крым за Российской империей.
С этим никак не могут смириться иностранные агенты разных видов и мастей, которых в народе называли супостатами. Сюжет закручен лихо, интриги плетутся мастерс­ки, а расплести их узлы без гардемаринов не подучается, и, вспомнив о лихих парнях, императрица обращается к выпускникам навигационной школы. И те вновь с головой бросаются в водоворот опасных приключений, да ещё и вместе со своими повзрослевшими детьми. Героям противостоит международная агентура во главе с «воскресшим» заправским шпионом - интриганом шевалье де Брильи. Мир заканчивается, и начинается битва не на жизнь, а на смерть. Представители западных держав в очередной раз устраивают козни против России, а гардемарины-ветераны с уже не мальчиками, но мужами детьми отправляются с Мальты в Крым, чтобы принять участие в войне с Турцией под началом Александра Суворова в одном из главных её сражений - под Кинбурном. Матросов-гардемаринов играют курсанты севастопольского Нахимовского военно-морского училища.

- Вы ведь не впервые снимались в Крыму, Михаил?

- Нет, конечно. В Ялте был на съёмках «Дневника Красной Туфельки». Благодаря учас­тию в двенадцатисерийном «Золотом запасе», побывал в Бахчисарае, Севастополе, Инкермане, на ЮБК. То время осталось в памяти, в судьбе.

- Судя по сверхактивному образу жизни, возраст взрыва у вас ещё не закончился?

- Вспомнили мой первый сборник стихов «Возраст взрыва»? Он вышел сразу после студенчества. Совсем юным был. Я тогда поделился с читателями в предисловии, над какими размышляю воп­росами: «Говорят, нужно быть молодым душой в любом возрасте. Есть и другая точка зрения. Перефразируя поэ­та, нелепо ждать от яблони цветенья осенью, если она не расцвела весной. Осень - время плодов. Каждому возрасту своё». Тогда и решил, что буду сполна использовать все возможности, дарованные природой и провидением, тем, кто свыше. Страшно подумать: тридцать четыре года прошло с той поры! Как молоды мы были! Как верили в себя!
И как были самоуверенны:
«В мой век не всё о веке спето./Как ни велик инфантилизм,/Двадцатилетние поэты/в России не перевелись!».

- Но не перевились же?

- Конечно, нет! Я побывал в прошлом году на поэтичес­ком фестивале «Волошинский сентябрь» в Коктебеле. С какими поэтами познакомился! Из разных уголков страны. Пожалел, что впервые оказался среди них. В этом году не получилось приехать. Но - какие наши годы! Верю, что встретимся, поделимся друг с другом новыми стихами, и друг другом восхитимся.

Поделиться Михаилу есть чем. Недавно прочитала его «Распятый Донбасс» с берущими за душу словами: 

Мы не какая-то сверхраса,

Порой совсем наоборот,

Но из распятого Донбасса

Воскреснет правильный народ.

От перхоти очистит знамя

В освободительном огне.

«Все будет хорошо, я знаю», -

По-русски небо шепчет мне.

Своим искренним словом поэты тоже на передовой, как это было всегда на Руси. Михаил отправил своё «Письмо Российскому воину», в котором есть такие строки:

Друг! Спасибо, что ты - 

как гранит.

За тебя моя боль и молитва.

Среди всяческих псевдоэлит

ты - реальная наша элита.

Ты и есть настоящий 

мой брат,

а не тот, кто по школам 

из Града.

Среди всяческих 

суетных правд

ты, родной, 

наша совесть и правда.

И вновь вспомнилось из раннего сборника «Возраст взрыва»:

Да здравствует срывание 

всех оков!

Мы побеждаем в схватке 

с ложью новой,

пока в нас живо 

Искреннее Слово.

В искренность слов Михаила Мамаева веришь безоговорочно. И разделяешь его уверенность в неизбежность эры правды.


Досье

Михаил Алексеевич Мамаев родился 13 февраля 1966 года в Москве. Его отец был военным, уволившимся из армии в звании генерал-майора. С детства проявлял способности к гуманитарным предметам, занимался в спортивных секциях, в литературном кружке и театральной студии. Ещё в школе начал печататься в центральных газетах и журналах. Окончил факультет международной журналистики Московского государственного института международных отношений и Государственный институт театрального искусства. Служил в Театре имени Ермоловой, играет в театральных антрепризах. Принимал участие во многих популярных телевизионных программах: «Фактор страха», «Большие гонки», «Король ринга», «Танцы со звёздами». Вёл телепрограммы «Папа, мама, я - спортивная семья» и «Теория заговора» на Первом канале.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.