Профицит накануне дефицита

Обзор главных экономических событий недели

8 Ноябрь 2022 897
В конце года ожидаются дополнительные траты из государст­венного бюджета. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.
В конце года ожидаются дополнительные траты из государст­венного бюджета. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

В России сложился профицит бюджета в 138,4 млрд. руб­лей. Это следует из оперативных данных портала «Электронный бюджет». Согласно приведённым цифрам доходы казны на данный момент составляют 22,1 трлн. рублей, а расходы - 21,9 трлн. При этом проект бюджета на этот год предусматривал дефицит баланса казны.

Казну к концу года считают

К сожалению, по прогнозам Министерства финансов РФ, к концу года нынешний жизнеутверждающий баланс государственного бюджета существенно изменится. Поступления в казну составят 27,7 трлн. рублей, а расходы - 29 трлн. Соответственно, траты превысят доходы на 1,3 трлн., или 0,9% ВВП.

«Скоро конец года - именно в это время у нас осуществ­ляются основные расходы, - прокомментировал министр финансов РФ Антон Силуанов. - Недостача бюджета по итогам 2022 года может превысить 1,3 трлн. рублей. Дело в том, что в этом году возникают новые задачи. Покрыть дефицит бюджета мы планируем за счёт средств Фонда национального благосостояния. Наша задача заключается в том, чтобы эти средства максимально использовать для развития, для инфраструктурных проектов».

Расходы переносят на конец года, потому что этого требуют обстоятельства, в частности присоединение новых территорий и проведение специальной военной операции на Украине. Федеральное правительство уже распорядилось направить на эти цели 1 трлн. рублей из ФНБ. При этом, согласно данным Минфина, на 1 октября объём фонда составил 10,7 трлн.

В течение ближайших трёх лет в федеральном бюджете так же ожидается недостача. Согласно новому проекту казны на трёхлетку дефицит в 2023 году составит 2,9 трлн. рублей, в 2024-м - 2,2 трлн., в 2025-м - 1,2 трлн. Покрывать его планируется преимущественно за счёт займов.

Нужна «наличка»

Для финансового обеспечения новых регионов России потребуется 900 млрд. наличных рублей. Расчёты были сделаны, исходя из численнос­ти населения освобождённых территорий. В начале 2022 года в РФ проживало 145,5 млн. человек. Тогда объём наличных денег в обращении составлял около 14 трлн. рублей. В эту сумму входят банкноты на руках у населения, деньги в кассах финансовых организаций, у предприятий и магазинов. Таким образом, в среднем на одного человека приходится примерно 100 тыс. наличных рублей.

«Если учитывать, что численность населения присоединённых территорий - около 6 млн. человек, спрос на наличные составит примерно 500-600 млрд. рублей, - констатировал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. - Но пока в этих регионах слабо развита платёжная инфраструктура, мало банкоматов и терминалов для безналичной оплаты. Поэтому наличных там потребуется больше примерно в полтора раза - около 0,9 трлн. рублей».

Эта сумма будет направлена на новые территории для организации расчётов. Средства будут доставлены в течение нескольких месяцев, уточнил Войлуков.

Поезда подорожают

Тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах с 1 января 2023 года будут проиндексированы на 8,1%, а на грузовые железнодорожные перевозки - на 8%. Индексация будет проведена с учётом изменения платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта, а также прочих расходов перевозчиков.

«Данный уровень тарифа является максимальным в регулируемом сегменте в общих и плацкартных вагонах, а значит, у перевозчика будет возможность предоставлять пассажирам скидки на проезд в плацкарте, сохраняя стоимость билетов доступной для пассажиров, - прокомментировали в пресс-службе Министерства транспорта РФ. - В свою очередь гибкий график регулирования тарифов позволит пассажирам планировать свои поездки по более выгодным ценам в течение года. А перевозчик сможет продолжить закупать новый современный комфортабельный подвижной состав у российских заводов-изготовителей, а также направлять необходимый объём инвестиций на обновление существующего парка. Всё это положительно скажется на комфорте и доступности железнодорожного транспорта для российских пассажиров».

Что касается индексации грузового железнодорожного тарифа, то она позволит сбалансировать финансовый план РЖД и направить средства на важнейшие инфраструктурные проекты.

Елена ЮМАНОВА.