Не доверяй и проверяй

Как не попасться на удочку мошенников

13 Август 2022 737
Никому не называйте личных данных своей карты.
Никому не называйте личных данных своей карты. Фото из открытого источника.

«Здравствуйте, меня зовут Андрей, я представитель службы безопасности банка», - недавно мне поступил такой звонок. Конечно, не став разговаривать с этим «сотрудником», я положила трубку. Потом звонили ещё несколько раз, но безрезультатно. Всё потому, что о подобных мошеннических схемах я знаю, но, как оказалось, некоторые не соблюдают даже самые простые меры безопасности и всё равно попадаются на уловки мошенников. «Крымская правда» собрала главные советы, как обезопасить себя от мошенников.

«Но он же из банка» 

Схемы с каждым годом у мошенников становятся прогрессивнее и модернизируются. Ещё недавно они звонили с предложением купить БАДы и получить денежный выигрыш. Сейчас - в мессенджерах рассылают сообщения об угрозе списания средств со счетов и предлагают вернуть потерянные сбережения. Всё это не больше, чем уловки мошенников, ведь во всех этих случаях жертве сначала предлагают заплатить «налог» или «госпошлину» и только потом обещают вернуть деньги. Ещё один довольно распространённый способ обмана в последнее время - предложение вложить средства в «очень эффективный и выгодный» накопительный сертификат. Разумеется, после такого вложения, «представителя» банка вы уже не отыщете. 

Поверьте, у всех схем есть несколько общих признаков, по которым можно понять, что на том конце провода - мошенник. Первое - сотрудник банка никогда не попросит вас назвать такие данные, как номер карты, код из сообщения. Уж тем более ему не понадобятся CVV или пин-код. 

Второе - если ваш собеседник торопит вас с ответом, постоянно создаёт ажиотаж - завершите разговор и заблокируйте номер телефона, с которого поступил звонок. Третье - вам точно позвонил мошенник, если он просит перевести средства на определённый счёт. 

Для того чтобы не попасться на удочку мошенников, нужно совершить всего несколько простых шагов. Проверьте на официальном сайте банка, действительно ли финансовая организация проводит акцию. И обязательно, прежде чем принять какое-либо решение, связанное с крупными для вас денежными расходами, посоветуйтесь с близкими, а ещё лучше - со специалистами. 

Специалисты крупнейшего банка полуострова предупреждают: банк не осуществляет звонки через мессенджеры. Более того, вы всегда можете самостоятельно вручную набрать номер телефона «горячей линии» банка и уточнить все интересующие вопросы. 

Советы психологов

Как правило, главная задача мошенников состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, в которой сложно заподозрить неладное. Психологи говорят: то, что люди реагируют и становятся жертвами аферистов - не случайность. Мошенники - хорошие психологи, в своей противозаконной деятельности используют разные методы: от нейролингвистического программирования до гипноза. Да, они тщательно готовятся, прежде чем набрать номер телефона, детально продумывая содержание текста, построение, возможные варианты ответов. 

Телефонный разговор мошенники строят по принципу выбора мотивации человека: негативной или позитивной. Чаще всего, негативной, ведь она основывается на страхе. Например: если вы не назовёте личные данные карты, то ваши деньги могут украсть. 

Основная цель, которую преследуют мошенники - вывести человека из состояния равновесия и склонить к нужным действиям. Психологи отмечают: именно поэтому аферисты, как правило, не дают времени на раздумья, склоняя к принятию решения «здесь и сейчас». 

Кроме того, мошенники могут себя вести грубо и порой даже агрессивно. Например. Фраза: «Вы что, хотите, чтобы ваши деньги списали с карты?» введёт человека в замешательство, и он неосознанно может согласиться выполнить те действия, которые ему скажут. Если есть хоть малейшее подозрение, что с вами говорят мошенники - немедленно кладите трубку. 

Не спешите с ответом - возьмите время на раздумье, уточните номер телефона, по которому можно связаться. Попробуйте уточнить номер компании, из которой звонят, фамилию, имя, отчество сотрудника, с которым разговариваете. И перед тем как совершить какие-либо действия, убедитесь в истинности этих данных. 

Вот ещё несколько советов от психолога, которыми стоит воспользоваться при разговоре с мошенниками. Если вы растерялись и не можете понять, стоит ли продолжать разговор, скажите, что вы не можете говорить и кладите трубку. Если вы растерялись и не положили трубку в первые секунды разговора, тогда попробуйте воспользоваться техникой «повтори вопрос». Заставьте собеседника повторять всё то, что он говорит с помощью наводящих вопросов: «Подскажите, как Вас зовут?», «Не расслышал, из какой Вы организации?» и так далее. Когда у вас получится сбить с толку мошенника, он сам положит трубку. 

Ни в коем случае нельзя бояться и слепо доверять звонящему. У вас есть право не только уточнить информацию, но ещё записать разговор и, конечно, положить трубку. Не бойтесь показаться невежливым: если это действительно какая-то важная услуга, вам перезвонят, мошенники же дважды звонят крайне редко. 

Наталья АЛЕКСАНДРОВА.