«Будут и бакалавриат, и магистратура»

Министр Валерий Фальков раскрыл подробности отказа от Болонской системы

17 Июнь 2022 348
Валерий Фальков. Фото Ирины Бужор / Коммерсантъ.
Валерий Фальков. Фото Ирины Бужор / Коммерсантъ.

24 мая глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную «уникальную» модель высшего образования. Эта новость сразу вызвала множество вопросов, которые корреспондент «Ъ» Анна Васильева задала главе министерства Валерию ФАЛЬКОВУ. Он пояснил, что реформа вовсе не означает запрета бакалавриата и магистратуры, но теперь работодатели и университеты смогут отказаться от них в пользу «нашего исторического» специалитета. Кроме того, министр считает необходимым «навести порядок» в системе магистратуры, чтобы бакалавры могли выбирать только «профильно близкие» направления. При этом Валерий Фальков признаёт, что «плавная и последовательная перестройка» системы высшего образования «растянется на многие годы вперёд».

- Почему министерство приняло решение о выходе из Болонского процесса?

- Формулировка «выход из Болонского процесса» не совсем верная, потому что, строго говоря, мы туда и не входили. Но давайте сначала разберёмся, что такое Болонский процесс. Это не какое-то международное юридическое обязательство, которое взяла на себя Россия. Это не договор, который можно было бы расторгнуть и выйти из него. Болонская система - это совокупность неких принципов, идей, которые были имплементированы в наше законодательство. И которая последние 20 лет развивалась с учётом данных принципов.

Но сама жизнь, та ситуация, в которой мы оказались, - и те беспрецедентные экономичес­кие вызовы и ограничения, с которыми мы столкнулись, - ставят перед нами вопрос о том, как сегодня развиваться системе высшего образования.

Несомненно, есть и ряд преимуществ, которые неразрывно связаны с Болонским процессом. Например, мобильность преподавателей и студентов. Мы всячески готовы это поддерживать и развивать, Россия всегда очень большое внимание уделяла и будет уделять академической мобильности. Но коллеги по европейскому пространству высшего образования в одностороннем порядке приняли решение об отказе от сотрудничества с нашими университетами. Следовательно, любая мобильность как таковая в этом направлении уже не актуальна.

Мы понимаем, что надо смотреть вперёд прагматично, не разрушая того, что было сделано. Не отрицая предыдущего этапа. Надо взять от него лучшее - и двигаться вперёд. Модернизация национальной системы образования не должна восприниматься как её изоляция. США, Китай, Индия и многие другие страны не входили и не входят в Болонскую систему, что не мешает им признавать другое образование и успешно развивать своё. Ведь если посмотреть на 20-летний опыт реализации базовых принципов Болонской системы, то часть из них оказалась, мягко говоря, недостаточно эффективной. За 20 лет стало абсолютно понятно, что качеству образования часть из них не способствует.

- Какие?

- Например, согласно всем болонским постулатам, в магистратуру может поступать любой бакалавр - независимо от профильного образования. Наверное, в этом есть и некоторые преимущества. Но по факту получается, что многие используют этот принцип не во благо себе и экономике, а только для получения диплома. Когда человек, имеющий базовое гуманитарное образование, вдруг идёт в магистратуру на инженера. А специалист, который окончил специалитет, не может при этом поступить даже на бюджетное место в магистратуру.

Речь не идёт о том, что мы в одночасье вдруг отменим всё, с чем жили больше 20 лет, и вернёмся только к специа­литету. Будут и бакалавриат, и магистратура. Могу назвать как минимум три причины, для того чтобы они сохранились. Во-первых, есть выпускники наших школ, да и много других людей, которые симпатизируют этим форматам образования. Почему бы не дать им возможность реализовать себя через получение бакалаврского или магистерского образования? Во-вторых, у нас миллионы людей получили бакалаврское образование, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться. Потому что у нас есть квалификационные требования к должностям, особенно на государственной гражданской службе, на правоохранительной службе. Ты не сможешь быть, допустим, судьёй, если у тебя только бакалавриат по юриспруденции, нужно иметь степень магистра. Мы не можем этих людей ограничивать, это же конституционное право на образование.

И третий аргумент - иностранные студенты. Мы входим в топ-7 стран в мире по количеству иностранных студентов. Для них это понятная система, они могут приезжать учиться и потом возвращаться к себе, продолжать обучение.

Ошибочно считать бакалавриат и магистратуру выдающимся изобретением Болонской системы. Они были и до неё, существуют вне её - и будут без неё. Это просто двухуровневый подход, который имеет свои достоинства и недостатки. Но уникальность нашей системы будет в том, что они должны органично сочетаться с нашей исторической формой - специалитетом. А по ряду направлений специалитет должен быть в приоритете.

- Хорошо, но не нарушит ли такая внезапная перестройка планы тех людей, что сейчас учатся или планируют поступать?

- Контрольные цифры приё­ма на ближайшие два года распределены. Все, кто уже поступил, будут спокойно учиться, программы все сохранятся. Те, кто поступит в следующем году, также будет спокойно учиться. Это ведь плавная и последовательная перестройка, которая растянется на многие годы вперёд. Но нам важно вектор видеть, а он теперь совершенно другой. Важно понимать, что мы теперь не связаны какими-то представлениями извне. Мы должны ориентироваться на собственные потребности, на задачи экономики и на те технологические вызовы, которые перед нами стоят.

Интервью взяла Анна ВАСИЛЬЕВА.

Справка

В 1998 году министрами образования Германии, Италии, Франции и Великобритании была выдвинута инициатива создания общеевропейской образовательной системы, говорится в материале «Ъ». Декларация «Зона европейского высшего образования» была подписана 9 июня 1999 года на конференции в Болонье (Италия). Её подписали 29 стран, из которых 16 были участницами ЕС. В марте 2010 года в соответствии с Будапештско-Венской декларацией было создано Европейское пространство высшего образования.

Была введена система бакалавр-магистр-доктор, дипломы единого образца, общая система оценки уровня знаний с помощью кредитов (зачётных единиц). Для получения степени бакалавра нужно 180-240 кредитов, или около 3-4 лет, для магистра - ещё 90-120 кредитов, или 1-2 года учёбы. Кредиты принимаются в любом вузе из Болонской системы и не имеют срока давности.

В настоящий момент в Болонском процессе официально участвуют 48 стран и Европейская комиссия. Россия стала участницей в 2003 году, а в 2007 году в России была введена система бакалавриата и магист­ратуры. Не все вузы перешли на новую систему. По данным на 2021 год, в российских вузах в бакалавриате учились свыше 480 тыс. человек, в магистратуре - 180 тыс.