Кому пригодится электронная подпись?

Финансовый ликбез

16 Июнь 2022 326
С помощью электронной подписи можно решить большинство «бюрократических вопросов» не выходя из дома. Фото Анны Кадниковой.
С помощью электронной подписи можно решить большинство «бюрократических вопросов» не выходя из дома. Фото Анны Кадниковой.

Когда лет 10 назад мне пришлось столкнуться с необходимостью использовать электронную подпись, я опозорился. Тогда это была новинка, и мало кто понимал, что она из себя представляет. Поэтому, когда сотрудник госорганов сказал, что документ должен быть подписан электронной подписью, я просто отсканировал свою подпись и вставил картинку в «вордовский» документ. Когда мне потом объяснили, что к чему, стало стыдно. С вами подобного не произойдёт, потому что в сегодняшнем ликбезе мы простыми словами расскажем о том, что такое электронная подпись (ЭП) и для чего она вам может понадобиться.

Зачем она нужна?

По большому счёту, элект­ронная подпись - это специаль­ным образом сгенерированный файл с цифрами, прикрепляемый к электронному документу. Она приравнивает такой документ к бумажному оригиналу.

Как правило, в подписи зашифровано три важных информационных блока: кто подписал документ, когда это сделал и какие полномочия есть у владельца этой подписи.

В большей степени такая подпись необходима тем, кому приходится иметь дело с документооборотом. К примеру, юридические лица с помощью электронной подписи могут подавать электронные налоговые декларации в  ИФНС, участ­вовать в торгах, оформлять заявки на патенты или сделки с купли-продажей имущества. На этом перечень операций, для которых может понадобиться электронная подпись, не исчерпывается. Главное, что она позволяет уменьшить бумажный документооборот и совершать многие операции дистанционно.

В обычной жизни элект­ронная подпись также может пригодиться. С её помощью можно получить государст­венные услуги через интернет - например, оформить регист­рацию или обращение к муниципальным властям с помощью портала Госуслуг. Она пригодится вам, если вы решите подать электронное заявление на поступление в вуз, записать ребёнка в садик или школу.

Также она позволяет обмениваться документами с удалённым работодателем, зарегистрировать или получить патент или разрешение - например, на строительные работы. Кроме этого, если у вас есть электронная подпись, то вы сможете подать судебный иск или жалобу в электронном виде. Сделать это можно через систему ГАС «Правосудие».

Как это работает?

Файл электронной подписи генерирует специальная программа - средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Когда вы подпишете документ электронной подписью, эта программа просканирует документ.

В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа - хэш-сумму. Она шифруется с помощью закрытого ключа - особой последовательности символов, которая формирует файл подписи. Ключ выдают владельцу подписи.

Сертификат закрытого ключа хранится у владельца на любом удобном носителе: на компьютере, внешнем диске или токене - специальной защищённой флешке, которую можно носить с собой. Ещё подпись может быть на диске, смарт-карте, симке, в облачном хранилище и т. д.

Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает её с содержанием документа. Если всё совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили, после того как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.

Как получить?

Чтобы получить электронную подпись, надо обратиться в удостоверяющий центр. Ближайший аккредитованный удостоверяющий центр можно найти на официальном сайте Минцифры. Там же можно скачать список этих центров.

Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ. С июля 2021 года компании могут получить квалифицированную электронную подпись в налоговой инспекции.

При этом надо будет собрать достаточно скромный пакет документов. Для получения электронной подписи вам понадобится предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН. Если вы - ИП, то понадобится ещё основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физлица в качестве ИП. Если вы получаете подпись представителя юрлица, то надо будет взять с собой дополнительный комплект документов, подтверждающий ваши полномочия действовать от имени юрлица.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.