«Жить нужно странствуя»

Достояние республики

31 Май 2022 634
Дом писателя, двери которого всем открыты. Коллаж с сайта музея.
Дом писателя, двери которого всем открыты. Коллаж с сайта музея.

Этому девизу великий романтик Константин Паустовский, 130-летие которого отмечается 31 мая, следовал всю жизнь. Страсть к путешествиям и к писательству соперничали - ни та, ни другая верха не взяла.

Муза странствий привела его и на солнечный Крымский полуостров. Впервые в 1906 году, когда ему было всего четырнадцать, и в первое в жизни путешествие его взяли родители. Позже он напишет: «Крым поднялся из морской глубины, как остров сокровищ. Белый Севастополь встретил нас полуденным пушечным выстрелом и голубыми крестами Андреевского флага». В Алуште его настигла первая романтическая мимолётная любовь к девочке Лене. Через десять лет он побывал в Бахчисарае, где с увлечением бродил по окрестным пещерным городам. В 1933 году он целый год жил в Севастополе, собирая материал об истории и культуре Крыма. Повесть «Пустынная Таврида» возвращает нас в его юные годы и помогает вникнуть в его душевный романтизм. Но особой привязанностью писателя стал Восточный Крым. Загадочная Киммерия навсегда покорила его сердце. В тридцатые годы он часто бывал в Коктебеле, где подружился с вдовой Максимилиана Волошина. А в 1934 году впервые приехал в Старый Крым, тихий провинциальный, маленький городок в предгорье, который очаровал и стал на несколько лет пристанищем, час­тью прекрасной земли, «омытой одним из  самых праздничных морей земного шара», как он писал. Привело его сюда желание поклониться могиле Александра Грина и познакомиться с его вдовой. Вернувшись в Москву, он стал пробивать «стену молчания», за которую упрятали имя такого же, как он неисправимого романтика.

Второй раз Константин Георгиевич появился в Старом Крыму летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Черное море». А через три года привёз сюда на лето жену Валерию Вашишевскую и приёмного сына Сергея. Основным его занятием тогда была работа над вёрсткой книги «Повести и рассказы».

Его обителью здесь стали две скромные изолированные комнаты в домике с садом медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. В мае 2005 года в мемориальном доме, который он любил, и который любят все, побывавшие здесь, открылся музей. И благодаря этому древний город стал особенно притягательным. В музее собраны подлинные предметы быта из интерьеров трёх старокрымских домов и дома Феодосии Печерикиной в Коктебеле, где писатель жил в начале 50-х годов. Все они так «ужились» вместе, что для не знающих всех тонкостей их историй, каждый предмет - на своём месте.

И впечатлительные посетители представляют, как касались их руки писателя, в зеркале видят его силуэт и ощущают дух неугомонного странника.

Это о Крыме Паустовский написал: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья». За этим ощущением он и приезжал сюда, на землю «покоя, размышлений и поэзии».

А ещё - за вдохновением. Именно на крымской земле написана добрая половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым оте­чества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». В повести «Чёрное море» главы - «Горная роса» и «Сказочник» созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым.

И даже для свадебного путешествия с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, был выбран Старый Крым. С той самой Татьяной Алексеевной, которая стала прототипом герои­ни известной пьесы её первого мужа Алексея Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза».

Создание музея Паустовского было делом непростым. Но это не остановило тогдашнего   директора Старокрымского литературно-художественного музея Надежду Садовскую, которая считала это делом своей жизни. Своим энтузиазмом «зажгла» многих. Дом выкупила и отдала под музей дочка Надежды Садовской Александра.

Большую поддержку оказали Министерство культуры респуб­лики и ялтинский предприниматель Валерий Сотников.

Московские поклонники творчества писателя передали литографии, которые висели в его квартире. Благодаря ялтинскому пароходству музей украсил спасательный круг с прогулочного теплохода «Константин Паустовский». Почитатели таланта писателя передали гидромагнитный компас, линзы с маяка на Казантипе, кнехт, картины, фотоаппарат, удочки, с которыми он любил ходить на рыбалку. С миру по нитке, что называется, насобирали интереснейшую, полноценную экспозицию.

Создание в Старом Крыму нового музея было фактом отрадным. Свидетельством того, что и в пору трудную, времена смутные настоящие приверженцы русской культуры в любых условиях работают на будущее, преодолевая трудности, поступаясь сиюминутными выгодами, доказывая живучесть здорового альтруизма. Преемницей первого директора Надежды Садовской 15 лет назад стала Ирина Котюк. Вместе с ней здесь работают люди, влюблённые в Паустовского. Для популяризации музея они каждый год проводят слёт романтиков «Соранг». В день рождения писателя съезжаются в Старый Крым из разных уголков России и даже дальних стран романтики на праздник, наполненный духом неутомимого странника.

Паустовский называл Крым местом, где хотелось остановить время. Он учит в быстротечное наше время не забывать оглянуться вокруг, запечатлеть прекрасный миг земного бытия, и тихо улыбнуться миру.

И вслед за Марком Кабаковым мы повторяем: «Ты был единственным, кто смог в годину страшного покоя и честь, и совесть беспокоя, вести по лучшей из дорог».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.